Рождественские чтения "К 350-летию со дня рождения Петра I
ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ
В ЭПОХУ ПЕТРА I
Первая четверть XVIII в., время правления Петра I, является переломной в исторических судьбах России. Секулярные преобразования в этот период коснулись всех сфер жизни общества. Царь-реформатор стремился вывести патриархальную Русь на новый уровень и поставить ее в один ряд с ведущими европейскими державами. Эта сверхзадача потребовала коренных изменений во внутренней и внешней политике государства, создания флота, реформирования армии, строительства новых городов и крепостей, преобразования самого уклада жизни общества. Конечно же, для всех этих реформ требовались люди, владеющие необходимыми знаниями и профессиональными умениями, поэтому из-за границы приглашаются специалисты самых разных профилей. Но Петр чётко понимал, что для «новой» России нужны свои специалисты и «учёные» люди. Именно поэтому задача воспитания и образования молодёжи приобретает особую актуальность в это время. То есть первой и основной задачей культурной реформы стала задача организации быстрого и массового обучения — просветительская по своей сути. Причем речь идет не об образовании и просвещении вообще — как основы русской культурной жизни образование и просвещение в России были всегда, на всех этапах ее предшествующей истории; нужно было наладить освоение новых отраслей знания, необходимых для общей стремительной эволюции страны по общеевропейскому пути социокультурного развития. Поэтому начальные этапы культурной реформы связаны с интенсификацией и перестройкой всего образовательного дела в России.
Образование в допетровской Руси носило религиозный характер, оно было двух видов:
• Церковно-религиозное образование (организованное в виде приходской школы). Эта форма образования была не очень распространена и не играла большой роли в удовлетворении образовательных потребностей населения, но она отвечала интересам господствующего социального института;
• Семейное воспитание и образование (внецерковное, внешкольное) – исторически наиболее ранняя форма дополнительного образования, оно несло основную социальную функцию воспитания и для наиболее значительной массы населения выступало как основное.
Образование преследовало конкретную воспитательную задачу: душеспасительность, стремление сделать человека настоящим христианином с точки зрения Ветхого Завета, научить его премудрости и страху Божию. Воспитательный идеал исключал самостоятельность и свободу детской личности, всецело подчиняя детей воле родительской, и не считался с вполне естественными потребностями детей в игре, смехе и веселье.
До Петра главными и исключительными очагами просвещения были духовные семинарии, академии и монастыри — древнерусская книжность процветала в лоне церкви. Эти очаги культуры давали превосходное религиозное гуманитарное образование, но не давали ни светского, ни практического. Поэтому на первых порах Петр широко практиковал отсылку молодых людей за границу с целью обучения практическим светским наукам. В 1697 году в Италию и Далмацию было отправлено 39 человек, в Англию и Голландию 22 человека. Первые командированные русские должны были не только учиться, но и заниматься поиском иностранцев, готовых обучать новым ремеслам в России. Интересен тот факт, что сам Пётр побывал за границей с целью обучения ремеслам. В Голландии Петр изучал кораблестроение и достиг значительных успехов, но остался недоволен голландским кораблестроением, так как голландцы строили суда навыком, не умея составлять корабельных чертежей, не зная теории корабельного искусства. Поэтому он продолжил свое обучение в Англии, где уже была выработана теория судостроения. В Москву же царь послал приказ подчинить голландских мастеров на Воронежской верфи мастерам венецианским и датским.
Знание корабельного дела и других наук, основы которых молодой царь освоил за границей, позволило ему лично экзаменовать дворянских детей, прибывших после обучения, и с нерадивых строго взыскивать. Таким образом, при Петре I впервые стали значимы личные достижения и заслуги перед Отечеством, тогда как допетровская Русь оценивала человека по принадлежности к определённому сословию, что не могло не вызвать недовольства среди родовитых бояр.
Параллельно в России складывается целая сеть образовательных учреждений — первообраз той трехступенчатой системы образования, которую мы имеем сейчас. В начальных школах (они назывались «цифирные», и в них принимали детей всех сословий, кроме крепостных) обучали чтению, письму и счету; в средних специальных — математических, навигацких, штурманских, артиллерийских и инженерных — готовили чиновников гражданской службы и младших офицеров для армии и флота; высшее гуманитарное образование давала Московская Славяно-греко-латинская академия, где традиции духовного образования, основанные на изучении древних авторов, были использованы для формирования первооснов светской гуманитарной науки и культуры. В 1716 году в Санкт-Петербурге открыли Хирургическую школу. Одновременно получили развитие начальные формы образования. По указу Петра в России открывают школы для обучения «молодых ребяток» от 10 до 15 лет. По инициативе начальника Горного правления сибирскими и казанскими казенными заводами В.Н. Татищева создаются казенные школы для рабочих при Кунгурском и Уктусском заводах, в 1737 году горнозаводские школы в Екатеринбурге, Каменске.
Одновременно церковь по¬теряла контроль над образованием, которое перешло в руки государства. Можно утверждать, что в России начался новый, «государствен¬ный», период в отечественном просвещении, когда все, что происходило в области образования и воспитания, стало подчиняться го¬сударству и служить его интересам.
Переподчинение образования способство¬вало раздвоению процессов воспитания и обучения и некото¬рому изменению их сути. Так, воспитание в целом сохраняло цель формирования человека-христианина, и государство, как христианско-православное, не противилось этому. Однако, за¬бирая в свои руки обучение, оно сделало его разнообразным, отвечающим потребностям государственной службы, придало ему светский характер, одновременно изменив и суть воспитания, где много внимания стало уделяться также привитию хороших манер, свойственных аристократическому сословию.
Таким образом, в первой четверти XVIII века в России начинает складываться система светского образования. Однако она имела недостатки: во-первых, формировалась бессистемно, импульсивно, без плана, а как попытка решить сиюминутные потребности государства в собственных кадрах; во-вторых, не было создано цельной системы школьного образования; в-третьих, подготовка носила сословный характер. Не ставилась и задача общего образования, оно давалось попутно, как часть и условие профессионального образования. Но, безусловно, эта система сыграла решающую роль в развитии российского образования, позволившую вписать его в европейскую систему образования и дать мощный импульс развитию образования и воспитания в последующие эпохи.

Список литературных источников
1. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов / Джуринский. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 637 с.
2. Егоров Р. Воспитание и образование на Руси в допетровские времена. http://go2phystech.ru/vospitanie-i-obrazovanie-na-rusi-v-dopetrovskie-vremena
3. Мазалова М.А., Уракова Т.В. История педагогики и образования. М.: Высшее образование, 2006. — 192 с.
Категория: Горелова Татьяна Аруно | Добавил: gorelovatatyana1994 (22.04.2022)
Просмотров: 211 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar