Доклад для родительского собрания.

ВОСПИТАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Проблема детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст.51), "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.

Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги нашего ДОУ учат воспитанников правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, прививают детям с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Особое внимание уделяется следующим компонентам ЗОЖ:

занятия физкультурой, прогулки.

рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна

Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.

Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:

- постепенность;

- систематичность;

- комплексность;

- учет индивидуальных особенностей.

Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез, Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды бережное отношение к окружающей среде, к природе медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций формирование понятия "не вреди себе сам".

Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя:

Создание системы двигательной активности в течение дня:

утренняя гимнастика (ежедневно);

физкультурные занятия (3 раза в неделю);

музыкально - ритмические занятия (2 +2 раза в неделю);

прогулки с включением подвижных игр;

оздоровительный бег (ежедневно);

пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)

зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях

оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);

физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);

эмоциональные разрядки, релаксация;

ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);

спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц)

Необходимость поддержания и укрепления здоровья детей.

Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях в нашем детском саду.

Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников:

формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья;

воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;

помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;

развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;

вырабатывать навыки правильной осанки;

обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;

развивать художественный интерес

Задача сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста является главной в работе нашего детского сада.

Поэтому особенно важно формировать у них с дошкольного возраста заинтересованное отношения к своему здоровью. Исходя из этого, целью нашей деятельности является: формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Реализацию цели осуществляю через решение следующих задач:

формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;

создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

обеспечение физического и психического благополучия;

содействовать сохранению и укреплению здоровья детей;

воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни;

сформировать здоровьесберегающие навыки и привычки.

Считем важным сформировать у детей адекватные представления об организме человека (о строении собственного тела); помочь им создать целостное представление о своем теле; научить слышать и слушать свой организм; осознать самоценность своей жизни и ценность жизни другого человека; формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни; привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников; развивать охранительное самосознание, оптимистическое миро- и самоощущение, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.

Среда, окружающая детей в группе, обеспечивает безопасность жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма детей, а также удовлетворяет врожденную потребность детей в движении, которое служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития дошкольника.

Зона обучения в каждой группе хорошо освещена, в ней размешены столы, где проходят занятия. Столы располагаются по кругу, т.е. так чтобы педагог работал "не над", а "вместе" с детьми. Функциональная роль этой зоны - обучающая, релаксационная. Дети находятся здесь не только на занятии, но и могут организовать игры, отдохнуть. В течение дня здесь проходят пальчиковая гимнастика (способствующая нервно-психическому развитию) и дыхательные упражнения.

Экспериментальный уголок создан для развития у детей познавательного интереса к исследовательской деятельности и способствует формирования научного мировоззрения. Здесь же находится центр "воды и песка". Дети с удовольствием обследуют песок, познавая его свойства, плещутся в воде, открывая её тайны. Игры детей с водой способствуют улучшению дыхания, закаливанию организма. Функциональная роль центра - познавательная, оздоровительная.

Все известные педагоги с древности и до наших дней отмечают: движение - важное средство воспитания. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка. Условия жизни детей в детском саду следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности малыша. Отправной точкой служит следующее: все, что есть в детском саду (в помещениях, на территории), должно быть приемлемо для ребенка и ни в коей мере не должно наносить ущерб его здоровью и благополучию (физическому, психическому, социальному).

Двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Именно прогресс в развитии движений (двигательного анализатора) в большой мере определяет прогресс развития функций мозга человека. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг ребенка, тем интенсивнее идет его развитие. Кроме того, ребенок может осуществлять непрерывную деятельность в течение 12 – 15 минут, после чего необходим отдых или смена деятельности. А вынужденную статическую позу ребенок старшего возраста может сохранять в течение 3 – 4 минут, после чего необходима ее смена. Исходя из этого, проводя учебные занятия, педагоги стараются организовать детей так, чтобы их динамическая поза во время занятия менялась на всем его протяжении – дети сидят за столом, полукругом на стульях, на ковре и т.д. Также во время занятий использую разнообразные формы организации детей – они работают в паре, индивидуально и коллективно. Кроме того, учитывая небольшую протяженность непрерывной деятельности детей, во время занятий проводятся физкультминутки, динамические паузы. Их тематика соответствует теме занятия.

Кроме того, педагоги ДОУ наполняют жизнь детей движением не только на занятиях, но и в повседневной жизни. В каждой группе есть картотека подвижных игр и упражнений, и педагоги постоянно используют их в работе с детьми.

Ежедневно организованы пальчиковые игры, т.к. они позволяют удовлетворить потребность в движении не только крупных мышц, но и более мелких (пальцев рук). Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Широко используются пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. На занятиях, в утренний отрезок времени, в играх предлагаю детям выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счетными палочками, пуговицами, мячами-ежиками, платочками и т.д. Гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребенка. В группах имеются картотеки пальчиковых игр, различные предметы и массажеры для выполнения упражнений.

Таким образом, В нашем ДОУ педагоги заботятся об удовлетворении двигательной активности во время занятий и в свободной деятельности детей, а движения для ребенка – это путь не только к здоровью, но и к развитию интеллекта.

Для укрепления здоровья детей применяются также различные методы закаливания. Один из наиболее популярных - хождение по специальным дорожками после дневного сна. Этот режимный момент в группах превращен в веселую игру – упражнения на индивидуальных и общих массажных ковриках сопровождаются различными потешками. Так же детям очень нравится обливание рук до локтя водой комнатной температуры. Так как дети иммуно-ослабленные, мы в своей работе используюем щадящее закаливание.

Что такое массаж, знают многие. Благоприятное воздействие массажа на организм переоценить невозможно. Массаж является одним из средств лечебно-профилактической работы.

Особое внимание уделяется прогулке детей. На прогулках проводятся различные игры с водой, дыхательные упражнения, ходьба босиком, солнечные ванны.

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Поэтому, положительных результатов при решении поставленных задач можно достигнуть, благодаря созданию сообщества дети - родители - педагог.
Мы убеждены, что внедрение здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс способствует сохранению и укреплению здоровья детей, а также их интеллектуальному развитию. У детей сформированы здоровьесберегающие навыки и привычки. Все это благоприятно влияет на рост и развитие детского организма. Позволяет системно решать сложный вопрос сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование здорового образа жизни.

Основной идеей Концепции формирования здорового образа жизни в системе непрерывного образования является развитие физического и психического здоровья подрастающего поколения, что станет важным компонентом философского гуманистического образования, необходимого для решения задачи понимания ценности жизни каждого человека в общей системе мироздания.

Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то оздоровительную направленность должна иметь вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. А в первую очередь принципу оздоровительной направленности должна отвечать организация физического воспитания дошкольников.

Следует отметить, что сохранению и укреплению здоровья способствует система здоровьесберегающих форм жизнедеятельности человека — здоровый образ жизни, который закладывается с раннего возраста. На формирование системы знаний и умений в области познания ребенка самого себя, своих возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни, исходя из социальных основ здоровья и осознания ответственности обществаза здоровье детей.

Проводимые мероприятия оздоровительной направленности физического воспитания дошкольников достаточно эффективны, так как у наших воспитанников сформированы знания об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности) и эмоционально-положительное отношение к данным элементам, а также умение реализовывать их в поведении и деятельности;

Категория: Чумичева Татьяна Дмитриевна | Добавил: tatiana-tchumichewa (07.11.2021)
Просмотров: 219 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar