Сертификат выступления на региональной конференции 13.04.2022
Предлагаю вам рассмотреть проблему интегративного развития интеллектуальной деятельности дошкольников младшей группы на примере изучения растений родного края.
Я полагаю, что проблема эта имеет практическое применение и достаточно актуальна. Доказательством тому служит тот факт, что, наверное, каждый из нас оказывался в ситуации, когда на простой вопрос ребёнка, показывающего на найденное растение или на пролетевшую птицу, ЧТО ЭТО? или КТО ЭТО? мы не могли дать такой же простой и исчерпывающий ответ, потому что и сами не очень хорошо знаем природу родного края, её растительный и животный мир. Значит, изучая вместе с детьми эту тему, педагоги не только будут решать задачи по развитию детей, но и сами получат новые знания, способствующие расширению их кругозора, повышению их педагогического мастерства.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами как одну из главных задач развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала детей дошкольного возраста, создание условий для развития ребёнка, его позитивной социализации, личностного развития на основе сотрудничества с взрослыми, сверстниками. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Поэтому чрезвычайно важно уделять внимание познавательной активности детей. И изучение природы родного края может этому прекрасно поспособствовать.
Организуя работу по развитию познавательной активности в соответствии с ФГОС ДО учитывается принцип интеграции образовательных областей. Образовательная область «Познавательное развитие» интегрируется с другими образовательными областями такими как:
• «Речевое развитие» - узнавая названия растений, ребёнок расширяет свой словарный запас,
• «Социально- коммуникативное» - ребенок учится общаться со сверстниками и со взрослыми в ходе изучения растений и наблюдения за ними,
• «Художественно-эстетическое» - ребёнок учится воспринимать красоту родной природы в целом и каждого цветка в отдельности.
И первое условие успешного развития интеллектуальных и творческих способностей детей – это ранее начало их использования (начиная с младшего дошкольного возраста).
Изучение растений родного края носит интерактивный характер: дошкольники учатся наблюдать за окружающим миром растений, ориентироваться в мире растений родного края, овладевать правилами безопасного поведения в природе, анализировать строение растений и условия их роста, экспериментировать, рассказывать, воплощать образы растений в рисунках и играх. Иными словами, дети принимают живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Таким образом, изучение растений родного края имеет цель:
повышение уровня интеллектуального развития детей дошкольного возраста посредством ознакомления младших дошкольников с растениями родного края, а также развитие любознательности, познавательной мотивации, воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
• Формировать у детей реалистические знания о растениях нашего региона:
• формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное для людей и для самой природы;
• воспитывать у детей эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающего мира;
• воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия;
• развивать наблюдательность, умение видеть и понимать состояния природы, стремление детей к активному познанию природы.
• воспитывать любовь к Родине.
• способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания развивающей среды экологического содержания.
Работа по изучению природы может быть комплексной, то есть она может включать несколько блоков, распределённых по возрастным категориям. Пример такого поэтапного распределения изучаемого материала представлен на этом слайде. Например: в младшем дошкольном возрасте можно начать с изучения растений региона: деревьев, кустарников, цветов, травы.
В среднем - грибов и ягод, фруктов и овощей, растущих в регионе.
В старшей и подготовительной группе - животного мира: птиц, зверей, насекомых.
Важно не только познакомить детей с названиями растений, но и с их строением, периодом цветения, полезными и вредными свойствами. Все мы прекрасно понимаем, что ребенок, привлеченный красивым цветком или ягодкой, необычным грибом, может сорвать их или потянуть в рот. А это может оказаться смертельно опасным. И в то же время, в природе есть немало растений, способных помочь остановить кровь, облегчить боль от ушиба. Важно только знать такие полезные растения и уметь правильно их применять. А еще нужно познакомить детей с краснокнижными растениями и объяснить необходимость беречь и охранять их. И вообще, детей необходимо обучать правилам поведения в природе, чтобы формировать у детей экологически грамотное поведение, безопасное для людей и для самой природы.
Работа по изучению растений может строиться в виде тематических бесед с использованием картинок, разучиванием стихов и песен, отгадыванием загадок, творческих мастерских по изготовлению из различного материала, в том числе и природного, цветов, веточек деревьев, Можно также понаблюдать за растениями на участке возле детского сада, совершить тематические прогулки в городской парк.
Всю эту работу можно объединить в единый проект, и к его реализации необходимо подключить родителей группы. Такая планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по интеллектуальному, и не только, развитию дошкольников. воспитанию патриотов своей родины.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети:
• расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе;
• формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях;
• содействовать развитию представлений о растительном и животном мире.
Родители:
• Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально-познавательного, трудового и экскурсионного характера.
Педагоги:
• Обогащение развивающей среды группы дидактическими материалами экологического содержания.
Конечно же, работа над проектом не исключает и развития других образовательных областей в воспитательном процессе, таких как, например, физическое развитие детей. Этот проект может стать частью их комплексного развития, он будет способствовать разнообразию форм и методов работы с детьми с учетом их любознательности и активности.
Категория: Горелова Татьяна Аруно | Добавил: gorelovatatyana1994 (22.04.2022)
Просмотров: 197 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar