Сказки и их роль в воспитании детей. Сказкотерапия. Со сказкой человек знакомится в самом начале жизненного пути, сопутствует на протяжении дошкольного возраста и сохраняется навсегда. Благодаря сказке малыш учится правильно произносить звуки, выполнять простые задания, развивается интеллектуально. Сказки любят дети и взрослые. Да, да! Взрослые очень любят придумывать, рассказывать вымышленные истории с присутствием волшебства. Какова же роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста? Может ли малыш всесторонне развиваться без чтения сказочных произведений? Воспитание при помощи сказок. Сказания написаны простым, понятным для ребенка языком. Поэтому читая книгу, развивается детское воображение. В произведениях для самых маленьких слушателей сказочными героями являются животные, так малыш знакомится с образом жизни и характером того или иного персонажа (Колобок, Теремок и прочее). Прочитав ребенку сказку, он понимает существование добра и зла, верности и предательства, глупости и смекалки. Также правильно выбранная сказка помогает родителям справится в кризисных ситуациях. Во всех сказках есть мораль, через которую можно помочь ребенку выйти из сложной ситуации. После прочтения, обсуждайте произведение и поступки героя. Положительные персонажи наделены самыми лучшими сторонами: трудолюбие, смекалка, доброта, честность, красота. Часто в сказаниях просматривается близкая связь человека и природы. Деревья и животные, умеющие разговаривать, приходят на помощь главным героям, а иногда сама природа нуждается в поддержке. Это воспитывает любовь, бережное отношение к животному и растительному миру. Так передается замысел дружбы людей с природой. Читая сказки малышам, мы воспитываем нравственные качества человека: умение сопереживать, понимать собеседника. Кроха сравнивает себя с главным героем, переживает ситуации, проявляет смелость, находчивость, милосердие. “Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!” — так писал великий русский писатель А.С. Пушкин неспроста. Сказка ненавязчиво учит слушателя правильному поведению в той или иной ситуации. Без нравоучений и наставлений в голове у малыша складывается верный выход из положения. В дошкольном возрасте формируется характер, преобладает значение сказки в воспитании ребенка. Существуют специальные произведения для избавления от страхов и пагубных привычек (грызть ногти, сосать палец, лень и прочее), психологической помощи в конкретной обстановке. Такие небольшие рассказы помогут малышу самостоятельно справиться с проблемой. Некоторые родители с недоверием относятся к сказкотерапии. Можно сказать точно, что ни запреты, ни наказания не воспитают в Вашем ребенке порядочность. Родители порой принижают могущественные возможности, которые скрыты в произведениях. Чтение правильно выбранной книги поможет сблизиться родителям с детьми, а также помочь ребенку признавать свои поступки, отделять реальность от вымысла, увидеть отрицательный результат лжи. Чтобы дошкольник понимал о серьезности обмана стоит читать ему сказки о воспитанных детях, честных героев, о том как ложь пагубно повлияла на персонажа. Первые переживания дети приобретают через небылицы, поверья. Пережитый опыт дает понять, что в жизни встречаются боль и разочарование, предательство и даже смерть. Это подготавливает дошкольника к жизненным трудностям, к легкому проживанию в стрессовых ситуациях. Также у дошколят формируется образец для подражания мужчин и женщин. Девочки предпочитают сказки о прекрасных царевнах, мальчики любят слушать истории о рыцарях и богатырях. С помощью сказок у детей развивается фантазия, творческое мышление. Дошколята оживляют обычные вещи, поэтому им нравится слушать о путешествиях Мыльного пузыря или Оловянного солдатика. Знакомят со сказкой путем чтения или пересказа. Во время чтения дошкольник учится бережному отношению с книгой, это одна из форм воспитания детей. Пересказывая текст, рассказчик переставляет слова, меняет выражения, вставляет комментарии. Главное рассказывать историю эмоционально, чтобы малыши внимательно слушали. Прочитав книгу, для закрепления полученных знаний, полезно поиграть в литературные игры, загадать загадки. Сказания разных стран мира отличаются характером главного героя. Качества персонажей характеризуют тот или иной народ. Через небылицы дети знакомятся с обычаями, образом жизни, ценностями. В русских сказках главный герой знакомит маленького слушателя с такими чувствами как любовь к родине, верность в дружбе, твердость слова, смелость, трудолюбие. Дошкольник понимает что, “без труда, не вытащишь и рыбку из пруда”, чтобы добиться положительного результата нужно потрудиться, а то что даровано, можно с легкостью потерять. Это воспитывает такие сильные стороны характера как настойчивость, трудолюбие, выдержка. Кстати, сказки — богатый источник пословиц и поговорок. Многие отрывки становятся “крылатыми выражениями” и сопутствуют на протяжении нашей жизни. Русские народные сказания очень яркие, впрочем, и как сам народ. Одежда, посуда, избы, русская печь все это всплывает в воображении как яркие атрибуты русского народа. Часто в дошкольных учреждениях знакомят с русскими народными сказками используя изобразительную деятельность. Рисовать можно не только карандашами и красками, приветствуется нетрадиционные методы рисования (пальчиками, отпечатки листьев, пластилином и прочее). Изученный материал лучше усваивается, если его изобразить на листе бумаги или картона. Фундамент правильного поведения в обществе, умение общения закладывается у малыша с самого раннего возраста при чтении добрых легенд. Возрастными особенностями большинства дошколят является неумение общаться со сверстниками, нежелание делиться игрушками, помогать в трудной ситуации другу, предрасположенность к агрессии. Малыши еще не умеют сопереживать, поддерживать друг друга. Ведь именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека. Задача взрослых воспитывать ребенка так, чтобы он не стал равнодушным к окружающему его миру. Сказочные произведения — полезная основа для воспитания нравственных качеств человека. Она показывает близость человека и природы, какие бывают отношения и эмоции у людей, как отличить добро и зло. Учит ребенка мыслить, принимать решения, развивает фантазию. Не стоит недооценивать роль сказки в развитии и воспитании ребенка. Также стоит сказать о том, что выбор того или иного произведения должен опираться на возраст дошкольника. Малышам до трех лет интересно слушать про животных, они еще не понимают взаимоотношений людей. Дети от трех до пяти любят слушать короткие рассказы о приключениях. Дошколята постарше с удовольствием слушают истории подлиннее о прекрасных принцессах и благородных рыцарях. Сказка сеет веру в победу добра над злом. Маленький читатель видит, что после череды испытаний герой вознаграждается радостью, счастьем. Это дает понять, что в жизни можно добиться успехов только благодаря стараниям и помощи близких. Так зарождаются сострадание, гуманность, душевность.Чем раньше сказка появляется в жизни человека, тем больше шансов укрепить в сердцах доброту, справедливость, честность. Всестороннее развитие несут сказки для воспитания детей. Каждый родитель хочет видеть свое чадо справедливым, чутким, честным, только не каждый взрослый задумывался о мощном влиянии сказки на формирование таких чувств. Раньше сказка ассоциировалась с бабушкой, теперь современные родители отдают предпочтение мультикам. Стоит уделять время для чтения с ребенком каждый день и результат не заставит Вас ждать. Совместное чтение сближает родителей с детьми и пробуждает теплые отношения.
| |
| |
Просмотров: 4196 | |
Всего комментариев: 0 | |