Проект «Знакомство с русской культурой и традициями», 2018г.

Проект «Знакомство с русской культурой и традициями»

Подготовила: воспитатель Королева М.В.

Паспорт проекта

Вид проекта: творческий, познавательный, игровой.

Продолжительность проекта: краткосрочный. (с 10 сентября по 17 сентября 2018г.)

Место проведения: МАДОУ д/с № 14 «Подснежник»

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели. Родители воспитанников, законные представители ребенка.

Охватываемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Актуальность темы

Проект направлен на знакомство детей с народным творчеством, народными традициями, и передачу их из поколения в поколение. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея. Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, патриотического воспитания. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к народным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, включает в себя ознакомление дошкольников с народным промыслом России. Данный проект направлен на развитие художественно - творческих способностей детей, эстетического воспитания формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.

Работа по проекту ведется вместе с родителями с целью приобщения их к совместной деятельности с детьми.

Цель проекта: расширить представление детей о народной игрушке. Знакомить с народными промыслами, с устным народным творчеством. Внедрение метода детских проектов с целью вовлечения родителей в педагогический процесс.

Задачи проекта:

-познакомить с матрёшкой игрушкой, учить украшать матрёшку узорами;

-воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение

и желание применять их в жизни, любовь к родному краю;

-знакомить с русскими народными играми, учить в них играть, используя заклички.

-продолжать знакомить с народным фольклором;

-привлечь родителей в совместную деятельность с детьми через проведение русских народных подвижных игр;

-способствовать проявлению фантазии и творчества участников проекта.

Предполагаемый результат: использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок; умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки; знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства; бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества; научились видеть на предметах народного искусства вариативность элементов, сочетание цветов и разнообразие композиции.

Продукт проектной деятельности:

-Выставка «Изделия народных мастеров»

-Презентация на тему «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

-Творческая выставка детских работ «Весёлая матрёшка»

Ресурсное обеспечение проекта

Информационное:

-Примерная образовательная программа дошкольного образования /Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014) Данный вариант программы «Детство» разработан на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

- Детям о народном искусстве Сост. А.А. Грибовская (М., «Просвещение» 2001)

-Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. Сост. И.А. Бойчук, Т.Н. Попушина (Детство-Пресс 2013)

Материально-техническое:

Реализация проекта требует оформления в групповой комнате предметно-пространственной развивающей среды по ознакомлению детей с русской культурой и традициями. Изготовления информационных материалов для родителей воспитанников, педагогов, для фиксирования совместной деятельности необходимо фото и видеооборудование.

Кадровое:

- Воспитатели.

Тематический план работы с детьми

Разделы работ

Основное содержание

Образовательная

деятельность

«Познание»

Рассматривание иллюстраций «Наряд у куклы»;

ситуация общения по социально-эмоциональному

развитию «Куклы в народных одеждах»; ПИД –

смешивание красок, выполнение узора на бумаге.

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование – «Весёлая матрёшка»;

Лепка – «Матрёшка»;

Аппликация – «Фартук для куклы», «Украшу

я тарелочку цветами»; Раскраски русских народных

сказок; шаблоны матрёшки

рассматривание иллюстраций в альбомах о народных

промыслах.

Чтение художественной литературы

Чтение русской народной сказки «Маща и медведь», «Теремок», «Рукавичка»; народные пословицы и поговорки, русские народные загадки, скороговорки, считалки.

Музыка

Слушание произведения: русская народная песня в

Обработке Р. Рустамова «Пойду ль я, выйду ль я…»; плясовая мелодия русской народной

песни «Ах, вы сени», «Кадриль»; музыкально-

ритмическое движение «Маленький хоровод» в

обработке М. Раухвергера; музыкально-дидактическая

игра «Кукла шагает и бегает», «Тихо-громко», «На чем играю».

«Социально-коммуникативное развитие»

Настольно-печатная игра «Одень куклу»;

ситуативные беседы на тему народных промыслов;

развивающие игры «Одень куклу в русский костюм»;

хороводные игры «Колпачок», «Каравай»; с/р игры

«Семья», «Одень куклу», «Кукла Аня заболела»;

творческая игра «Придумай платье»; д/игры «Чудесны

й мешочек», «Парные картинки»; строительно-

конструктивные игры.

«Речевое развитие»

Описательный рассказ по игрушке «Наряд у куклы»; отгадывание загадок об игрушках; знакомство с

устным народным творчеством.

«Физическое развитие»

Подвижные игры «У медведя во

бору», «Зайка серенький сидит»,

«Гуси-лебеди», «Салки».

     

 

Работа с родителями

  1. Консультации для родителей:
  • «Сказки читаем — речь развиваем!» 
  • «Знакомьте малышей с народным фольклором» 
  • «Все о матрёшке» (
  1. Картотека: «Русские народные игры для малышей» 
  2. Анкетирование родителей 
  3. Помощь родителей в создании мини-музея «Куклы в народных костюмах»
  4. Выставка в групповой комнате «Изделия народных мастеров»
  5. Творческая выставка детских работ «Весёлая матрёшка»

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобная совместная деятельность, игры и продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Произведения народного прикладного искусства играют важную роль в развитии творчества детей дошкольного возраста, способствуя развитию фантазии, воображения, образного мышления. Использование образов народного искусства в организованной деятельности и в повседневной жизни, способствуют воспитанию детей духовно богатых, умеющих любить и ценить то, что признано народом.

Ознакомление с матрёшкой игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю.

Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

Проект предполагает творческий поиск, расширяет кругозор детей, развивает речь детей, развивает исследовательские навыки детей. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом деятельности. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической жизни.

Цель образовательного процесса была достигнута при использовании всех групп методов и объединение различных видов деятельности, интегрируясь, т.е. способов достижения цели, наглядных, словесных, практических, игровых, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны.

 

 

Категория: Королева Марина Владимировна | Добавил: oerasskazova (22.07.2019)
Просмотров: 811 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar