Поликультурное воспитание в ДОУ

ПРОГРАММА

«Формирование поликультурно развитой личности в полиэтнической среде в дошкольном образовательном учреждении»

Поликультурность социального пространства, в котором развивается жизнедеятельность человека, является одним из системообразующих качеств современного мира. Одним из основных направлений деятельности естественнонаучного направления является интеллектуальное развитие детей, основанное на их естественном стремлении к познанию окружающего мира. Поэтому проблема развития поликультурного воспитания и образования занимает центральное место в образовательной практике многих стран, где сосуществуют носители разных культурных традиций, представители разных этнических групп. В современной России также существенно изменились требования к результатам обучения и воспитания, возникла настоятельная необходимость воспитывать у подрастающего поколения готовность к жизни в открытом обществе и формировать навыки межкультурного диалога. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» провозглашает в числе основных целей образования «национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов», «формирование культуры мира и межличностных отношений». В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает необходимость разработки программы по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста.

Без разрешения проблемы поликультурного образования невозможно в полной мере ставить и решать задачи модернизации образования, духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации, подготовки подрастающего поколения к межкультурному взаимодействию в условиях сложных общественных отношений современного мира.

Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. Приобщение ребенка к миру человеческих ценностей обеспечивает формирование толерантности, осознание ребенком своей принадлежности к мировым культурным ценностям.

Эффективность процесса поликультурного воспитания обеспечивается посредством внедрения технологии, предусматривающей отбор содержания, оптимального включения взаимосвязанных национальных культурных компонентов в педагогический процесс; дифференцированный подход, ориентированный на психофизиологические и личностные особенности детей дошкольного возраста и особенности национальной культуры, реализацию воспитательно-образовательного потенциала национальных культур; ознакомление с национальными культурами.

Программа по поликультурному воспитанию нашего дошкольного учреждения составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями Концепции дошкольного воспитания, Конвенцией о правах ребёнка, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Программа базируется на следующих принципах:

- принцип дифференциации и разнообразия

- принцип креативности

- принцип культурной целостности

- принцип преемственности

- принцип объемности картины мира

Цель программы:

- создание в дошкольном учреждении социокультурного пространства и условий для формирования толерантного взаимодействия ребёнка с окружающим миром;

- повышение компетентности педагогов и родителей в сфере поликультурного воспитания и образования детей.

Задачи программы:

- изучение родного края во взаимосвязи с культурой и историей России;

- знакомство с основами национальной культуры, приобщение детей к языку, литературе, истории своей Родины;

- воспитание уважения к прошлому своего народа, восстановление исторической памяти;

- воспитание понимания самобытности культур разных народов, бережного отношения к национальным ценностям;

- знакомство с основами мировой культуры, и воспитание уважения к представителям других стран;

- развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания;

- воспитание чувств сострадания и готовности помочь другим людям;

- формирование понимания важности и личностной заинтересованности педагогов и родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе по поликультурному воспитанию в полиэтнической среде.

В детском саду задачи поликультурного воспитания реализуются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей, определенных ФГОС ДО.

Работа строится на основе следующих подходов:

- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально организованное общение, познавательная, музыкальная, театрализованная, двигательная, изобразительная, декоративно-прикладная);

- интеграция различных видов искусства (музыкального, танцевального, устного народного творчества, драматизация);

- использование взаимодействия в системе “педагог - ребенок - родитель”;

- осуществление воспитательной работы на основе народной культуры России и других стран.

Работа по поликультурному воспитанию делится на работу с воспитанниками, родителями и педагогами.

 

Главные направления в работе с детьми:

- развитие интереса и обогащение представлений о своей малой Родине, народных традициях, культуре народов России, других стран;

- воспитание у дошкольников уважения и любви к своему народу, Родине, народам других стран.

Главные направления в работе с родителями:

- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

- создание атмосферы общности интересов;

- активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;

- объединение усилий для осуществления поликультурного воспитания детей.

Главные направления в работе с педагогами:

- организация консультаций, семинаров, педагогических советов для реализации программы деятельности дошкольного учреждения по поликультурному образованию;

- выставка дидактических материалов для организации работы с детьми по поликультурному воспитанию;

- наглядная стендовая информация для педагогов;

- повышение компетенции педагогов по поликультурному воспитанию и образованию.

Используемые в работе средства:

- устное народное творчество;

- художественная литература;

- народные игры, народная игрушка и национальная кукла;

- декоративно-прикладное искусство, живопись;

- музыка.

Реализация программы осуществляется различными подходами, организационными формами, сочетанием традиционных и инновационных методов и приемов.

 

 

 

Категория: Общие Материалы | Добавил: oerasskazova (12.03.2019)
Просмотров: 1056 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar