ПРОГРАММА «Формирование поликультурно развитой личности в полиэтнической среде в дошкольном образовательном учреждении» Поликультурность социального пространства, в котором развивается жизнедеятельность человека, является одним из системообразующих качеств современного мира. Одним из основных направлений деятельности естественнонаучного направления является интеллектуальное развитие детей, основанное на их естественном стремлении к познанию окружающего мира. Поэтому проблема развития поликультурного воспитания и образования занимает центральное место в образовательной практике многих стран, где сосуществуют носители разных культурных традиций, представители разных этнических групп. В современной России также существенно изменились требования к результатам обучения и воспитания, возникла настоятельная необходимость воспитывать у подрастающего поколения готовность к жизни в открытом обществе и формировать навыки межкультурного диалога. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» провозглашает в числе основных целей образования «национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов», «формирование культуры мира и межличностных отношений». В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает необходимость разработки программы по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста. Без разрешения проблемы поликультурного образования невозможно в полной мере ставить и решать задачи модернизации образования, духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации, подготовки подрастающего поколения к межкультурному взаимодействию в условиях сложных общественных отношений современного мира. Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. Приобщение ребенка к миру человеческих ценностей обеспечивает формирование толерантности, осознание ребенком своей принадлежности к мировым культурным ценностям. Эффективность процесса поликультурного воспитания обеспечивается посредством внедрения технологии, предусматривающей отбор содержания, оптимального включения взаимосвязанных национальных культурных компонентов в педагогический процесс; дифференцированный подход, ориентированный на психофизиологические и личностные особенности детей дошкольного возраста и особенности национальной культуры, реализацию воспитательно-образовательного потенциала национальных культур; ознакомление с национальными культурами. Программа по поликультурному воспитанию нашего дошкольного учреждения составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями Концепции дошкольного воспитания, Конвенцией о правах ребёнка, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программа базируется на следующих принципах: - принцип дифференциации и разнообразия - принцип креативности - принцип культурной целостности - принцип преемственности - принцип объемности картины мира Цель программы: - создание в дошкольном учреждении социокультурного пространства и условий для формирования толерантного взаимодействия ребёнка с окружающим миром; - повышение компетентности педагогов и родителей в сфере поликультурного воспитания и образования детей. Задачи программы: - изучение родного края во взаимосвязи с культурой и историей России; - знакомство с основами национальной культуры, приобщение детей к языку, литературе, истории своей Родины; - воспитание уважения к прошлому своего народа, восстановление исторической памяти; - воспитание понимания самобытности культур разных народов, бережного отношения к национальным ценностям; - знакомство с основами мировой культуры, и воспитание уважения к представителям других стран; - развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания; - воспитание чувств сострадания и готовности помочь другим людям; - формирование понимания важности и личностной заинтересованности педагогов и родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе по поликультурному воспитанию в полиэтнической среде. В детском саду задачи поликультурного воспитания реализуются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей, определенных ФГОС ДО. Работа строится на основе следующих подходов: - вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально организованное общение, познавательная, музыкальная, театрализованная, двигательная, изобразительная, декоративно-прикладная); - интеграция различных видов искусства (музыкального, танцевального, устного народного творчества, драматизация); - использование взаимодействия в системе “педагог - ребенок - родитель”; - осуществление воспитательной работы на основе народной культуры России и других стран. Работа по поликультурному воспитанию делится на работу с воспитанниками, родителями и педагогами.
Главные направления в работе с детьми: - развитие интереса и обогащение представлений о своей малой Родине, народных традициях, культуре народов России, других стран; - воспитание у дошкольников уважения и любви к своему народу, Родине, народам других стран. Главные направления в работе с родителями: - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; - создание атмосферы общности интересов; - активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях; - объединение усилий для осуществления поликультурного воспитания детей. Главные направления в работе с педагогами: - организация консультаций, семинаров, педагогических советов для реализации программы деятельности дошкольного учреждения по поликультурному образованию; - выставка дидактических материалов для организации работы с детьми по поликультурному воспитанию; - наглядная стендовая информация для педагогов; - повышение компетенции педагогов по поликультурному воспитанию и образованию. Используемые в работе средства: - устное народное творчество; - художественная литература; - народные игры, народная игрушка и национальная кукла; - декоративно-прикладное искусство, живопись; - музыка. Реализация программы осуществляется различными подходами, организационными формами, сочетанием традиционных и инновационных методов и приемов.
| |
| |
Просмотров: 1166 | |
Всего комментариев: 0 | |