Выступление на XVII Всероссийских Башкатовских чтениях, 2018г.

МЕТОДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

Рассказова О. Е., старший воспитатель, МАДОУ

«Д/с общеразвивающего вида № 14 «Подснежник», г. о. Ступино

Проблема жестокого обращения с детьми является одной из актуальных проблем современного общества: с каждым годом растет число детей, подвергающихся насилию и жестокому обращению. Этот вопрос занимает ведущее место, не только в социальной сфере, но и во многих других областях, в частности в сфере дошкольного образования. Ребенок оценивает себя «глазами» семьи. Психическое здоровье ребенка, его возможность адаптироваться и социализироваться в обществе всецело зависит от его самооценки. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм и правил поведения. Часто перенесенное в дошкольном возрасте насилие оказывает негативное влияние на всю дальнейшую жизнь ребенка, который в будущем станет частью современного общества. Благополучие общества непосредственно зависит от того, какие ценности и стереотипы мы заложим в наших детей. Главной целью предотвращения жестокого обращения родителей с детьми является предупреждение, т.е. устранения причин и условий, способствующих внутрисемейному насилию. Механизмы профилактики жестокого обращения с детьми – это комплекс методов, ориентированный на совместную работу с ребенком и семьей, который основывается на межведомственном взаимодействии субъектов профилактики.

Одной из задач в рамках психолого-педагогического просвещения и предупреждения жестокого обращения с детьми является повышение родительских компетенций, направленных на формирование знаний, умений и навыков, способствующих эффективно и гармонично взаимодействовать с ребенком. Чему же должны учиться родители, чтобы стать компетентными? В первую очередь понимать ребенка, уметь слушать и слышать его, знать особенности ребенка и учитывать его потребности, показывать пример выстраивания межличностных отношений, создавать эмоционально благоприятную атмосферу в семье.

Задача специалистов дошкольных образовательных организаций создать благоприятные условия взаимодействия с семьей, посредством различных интерактивных методов для совместной работы по предупреждению жестокого обращения.

Просветительские методы работы по профилактике жестокого обращения включают в себя тематические родительские собрания, лектории, семинары, на которых родителей информируют о видах жестокого обращения, его причинах, проявлениях, следствиях. В ходе просветительской работы с семьями неотъемлемой частью является распространение памяток и буклетов по профилактике жестокого обращения и гармонизации детско-родительских отношений. Так же важным аспектом организации просветительской деятельности является привлечение специалистов здравоохранения, органов опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, ЗАГСа и т.д.

Групповая практическая работа с родителями как метод профилактики жестокого обращения включает в себя тренинговые занятия, в ходе которых проигрываются различные семейные конфликтные ситуации. Они помогают взрослым примерить на себя роль ребенка и пережить его обиды и страхи, а также найти эффективную и конструктивную модель выхода из такой ситуации. Важной частью таких тренингов является этап рефлексии, на котором родители могут обсудить конкретные примеры и проанализировать свое отношение к возможным проявлениям жестокого обращения, а также поделиться своими чувствами и эмоциями.

Совместная игровая деятельность родителей и детей как метод профилактики жестокого обращения включает в себя игротерапию, сказкотерапию, музыкотерапию и т. д. В данном направлении работы с семьей родителям предоставляются тематические сказки, музыкальные произведения, а также сюжетно-ролевые игры, которые им помогают эмоционально сблизиться с ребенком, создать благоприятную и позитивную атмосферу в семье, научиться понимать своего ребенка. Важным аспектом является выполнение домашнего задания, цель которого описать свои ощущения и эмоции, а также проговорить с ребенком его чувства, после проигрывания роли, прослушивания музыки и т. д.

Индивидуальная работа с семьей как метод профилактики жестокого обращения включает в себя индивидуальные консультации с детьми, родителями, законными представителями; индивидуальные психолого-педагогические программы, исходя из индивидуальных особенностей ребенка и семьи, в которой он воспитывается; практические занятия, упражнения, направленные на профилактику возникновения асоциальных форм поведения; диагностирование детей, с целью выявления и предотвращения рисков жестокого обращения.

Способность родителей эффективно общаться с ребенком является важным аспектом благополучного родительства. Именно родители должны показать детям пример спокойного и уважительного общения. Эффективное общение основано на самоуважении. Эффективному общению нужно учиться:

- Использовать обороты, которые заставляют ребенка сказать вам больше, поделиться идеями и чувствами. Они дают ребёнку знать, что вы действительно заинтересованы и слушаете, его идеи важны, вы принимаете его и уважаете то, что он говорит.

- Говорить с ребенком о своих чувствах и переживаниях;

- «Активно слушать» и понимать внутренний мир ребенка, мир его чувств;

- Общаться с ребенком как с взрослым. Не указывать, а разговаривать с ним.

- Не оценивать личность ребенка, а говорить о его нежелательных действиях;

- Видеть в словах и действиях ребенка позитивный настрой на благие намерения;

Баланс внутреннего мира и эмоций самого родителя очень важен и поэтому, необходимо гармонизировать свою эмоционально-волевую сферу.

Это далеко не все правила общения с ребенком, есть еще много всего, что нужно учесть. Хорошее правильное общение, без указывания, криков, поучений и прочего помогает детям развивать уверенность в себе, чувство достоинства, и хорошие отношения с другими.

Категория: Рассказова Ольга Евгеньевна | Добавил: oerasskazova (26.11.2018)
Просмотров: 849 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar