Выступление на Фестивале лучших образовательных практик, 2019г.

Художественно-эстетическое развитие как главный аспект формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста.

На современном этапе развития социально-культурной и образовательных сфер нашего государства, формирование духовно-нравственных ценностей является одной из ведущих задач российского образования. Характерными особенностями современной эпохи является наличие целого ряда социально-экономических, экологических, политических и других проблем, связанных с глобальным кризисом духовной сферы современного общества. В связи с этим повышенное внимания к духовно-нравственной сфере воспитания в условиях личностно–ориентированного образования является важнейшей тенденцией развития современной педагогической теории и практики дошкольного образования.

Одной из главных составляющих развития и воспитания дошкольника принято считать становление нравственных чувств, моральных суждений и качеств. С раннего возраста ребенка учат уважать и считаться с окружающими. Идентификация взрослому является формой обогащения нравственного опыта. Духовно-нравственное сознание складывается из знаний, чувств и поведения ребенка.

Процесс духовно-нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя, семьи и ребенка. Именно семья является образцом культуры, поведения и моральных ценностей. Взаимоотношения в семье становятся образцом, опираясь на который будет формироваться характер ребенка, его отношение к окружающему миру, себе, другим людям. В современном мире наблюдается тенденция ранней интеллектуализации. Многие родители стремятся, как можно раньше, развивать интеллектуальные способности ребенка, все меньше уделяя времени нравственному и духовному развитию. Иногда нормой поведения дошкольника является жестокость, отсутствие милосердия и сострадания к близким. (Ребенок растет потребителем)

Одними из эффективнейших методов формирования духовности и нравственности детей дошкольного возраста являются методы художественно-эстетического развития и восприятия.

С этой целью, мы считаем необходимым приобщать наших воспитанников к восприятию прекрасного как через активное, так и через опосредованное включение в художественно-эстетическую деятельность.

Что это значит? А это значит, что художественно-эстетическое развитие должно проходить не только в течение основной образовательной деятельности, в форме рисования, лепки и аппликации, но и в сочетании с другими видами продуктивной деятельности. Из опыта работы нашей образовательной организации мы можем утверждать, что использование, например, музыкальных произведений во время других занятий, перед сном, а также при пробуждении и в игровой деятельности положительно влияет на психоэмоциональное состояние как отдельного ребенка, так и группы детей в целом. Положительный эмоциональный климат в детском коллективе является фундаментом для развития таких качеств как доброта, любовь, сочувствие, сострадание, что составляет основу духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения.

Следующим методом включения пассивной художественно-эстетической деятельности в продуктивную деятельность детей, является чтение воспитателем поэтических произведений, непосредственно подобранных соответствующему возрасту, времени года и теме, во время прогулок. Помимо приобщения детей к эстетическому восприятию литературных произведений, мы также развиваем их память, воображение, речевое богатство и любовь и уважение к окружающей родной природе.

Неотъемлемой частью развития духовно-нравственных ценностей дошкольников через художественно-эстетическое развитие является театрализованная деятельность. Во время драматизации дети познают не только творческие аспекты, но и эстетическую красоту проигрываемого материала, через которую они учатся быть отзывчивыми и духовно-сформированными членами нашего современного общества. Только с детства и через историю и культуру родного государства зарождается любовь к родине, этические нормы поведения, поликультурность и уважение к многонациональному обществу нашей необъятной страны, что способствует становлению полноценного индивида российского социума.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как метод художественно-эстетического развития также играют важную роль в формировании моральных качеств и ценностей дошкольников. Через них ребенок может выразить всю бурю своих внутренних эмоций, таких как радость, страх, грусть и др., а также они укажут взрослому направление, по которому ему следует идти, чтобы научить ребенка открыто их выражать и не бояться.

И самой важной составляющей в формировании ценностно-ориентированного отношения к окружающему миру через художественно-эстетическое развитие является семья ребенка. Только в окружении родных и близких ребенок может себя чувствовать защищенным, а следовательно открытым и готовым впитывать в себя все те ценности, которые заложены в его близких и любимых, а значит самых важных людях в его жизни. Для того чтоб родители четко понимали всю важность развития духовно-нравственного и эстетического развития ребенка мы рекомендуем планирование разнообразных форм совместной работы с семьей. Это групповая, индивидуальная и дистанционная работа. Она включает как очные встречи с родителями – собрания, индивидуальные консультации, мастер-классы, круглые столы, так и дистанционное просвещение – распространение педагогической, психологической и методической литературы, буклетов, памяток посредством сети Интернет. Неотъемлемой частью совместной работы семьи и педагогов являются совместные мероприятия, такие как тематические праздники, постановки совместных спектаклей, художественные выставки, ярмарки творческих способностей, всевозможные конкурсы.

Из выше сказанного, мы можем сделать вывод о том, что грамотно организованная активная и опосредованная художественно-эстетическая деятельность, направленная на развитие интереса детей, умение отражать этот интерес в продуктивной деятельности, развитие духовных и нравственных чувств, формирование уважения к себе, родным, знакомым, может являться тем звеном, которое будет способствовать формированию у дошкольников представлений о духовно-нравственных ценностях.

В заключении хочется отметить, что возрождение духовно-нравственного воспитания и духовно-нравственное развитие личности ребенка – это важный аспект общественного сознания. Но оно невозможно без всестороннего полноценного развития ребенка дошкольного возраста. Понимая актуальность этой проблемы, мы пришли к выводу о том, что формирование и развитие личности дошкольника невозможно без духовности, нравственности, культурности и художественно-эстетического развития.

Категория: Рассказова Ольга Евгеньевна | Добавил: oerasskazova (08.07.2019)
Просмотров: 699 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar