Роль дошкольного воспитания в формировании здорового образа жизни в процессе воспитательно-образовательной деятельности. В современном мире развитие общества связано с демографическим спадом, снижением продолжительности жизни, снижением психического и физиологического состояния здоровья взрослых и детей, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов. Здоровье является одним из наиболее важных факторов благополучия, счастья и радости человека, поэтому проблема здоровья – это важнейший вопрос всего человечества. Уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических. Однако первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Современному человеку приходится жить на пределе своих возможностей, в стремительно меняющихся условиях, в постоянной ломке жизненных стереотипов, «информационном буме». Формирование сознательного отношения к основам здорового образа жизни у детей - важная педагогическая задача. Вопрос о характере и содержании взаимодействия взрослого и ребенка, взаимодействия, направленного на формирование у дошкольников представлений и знаний о здоровом образе жизни, о позиции педагога в данном процессе в соответствии с социальным заказом и задачами сегодняшнего дня в теории и практике дошкольного образования остается важным и актуальным. Основным направлением для решения проблемы может служить формирование представлений о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования установок на здоровье, здоровый образ жизни. В первую очередь это имеет значение для молодого поколения, так как его здоровье - это здоровье будущего общества. Дошкольный возраст – это важнейший этап в формировании физического и психического здоровья детей. В этот период важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. А так как большую часть времени дети дошкольного возраста проводят в детском саду в процессе воспитательно-образовательной деятельности, то роль педагога в данном вопросе, его слово, личный пример являются эталоном для маленькой личности. На формирование знаний и умений в области здорового образа жизни у ребенка, способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные организации, на которые возлагаются задачи по формированию сознательного отношения и культуры здорового образа жизни, исходя из социальных основ здоровья и осознания ответственности общества за здоровье детей. В работе воспитателя решению этих задач способствует предметно-развивающая среда, условия, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым. В современном понимании понятие "Здоровый образ жизни" представляет собой совокупность форм и способов активной повседневной жизнедеятельности человека, способствующая полноценному выполнению, учебных, трудовых, социальных и биологических функций. Специфика формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников включает в себя: охрану и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни, организацию разносторонней деятельности, направленной на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий. Все содержательные компоненты формирования ценностного сознательного отношения детей дошкольного возраста к здоровью и здоровому образу жизни находят свою реализацию в санитарно-гигиеническом режиме учреждения, в программах занятий по физической культуре, а также в организации спортивно-массовой работы. Следует заключить, что формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания способствует достижению и сохранению крепкого здоровья, высокой и устойчивой общей и специальной работоспособности, помогает формированию и соблюдению полезного для здоровья рационально организованного режима трудовой и бытовой деятельности, обеспечивает необходимую и достаточную двигательную активность и активный отдых, обеспечивает формирование, развитие и закрепление жизненно важных умений, навыков, привычек личной гигиены. В формировании представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста педагог может использовать различные методы, используя их в построении образовательно-воспитательного процесса, варьируя ими, однако наибольшей эффективности в воспитании можно ожидать лишь тогда, когда педагог будет сам являться примером для подражания, и когда работа будет проводиться в системе. Психолого-педагогическими основами формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни выступают соответствие образовательной, спортивной, досуговой деятельности и двигательной активности. В связи с этим формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников в дошкольном учреждении должно опираться на современные подходы, базирующиеся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий. Достижение названной цели в сегодняшнем образовании может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность форм и методов организации воспитательно-образовательного процесса без ущерба для здоровья дошкольников. В рамках реализации здоровьесберегающих образовательных технологий педагоги могут использовать следующие формы воспитательно-образовательной работы: занятия, беседы, прогулки, опыты, досуги, соревнования, праздники, Дни здоровья, книжную выставку, выставку плаката, выставки изобразительной деятельности, оздоровительные и закаливающие мероприятия. Все эти мероприятия способствуют формированию у ребёнка знаний о ЗОЖ, позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. Приобретение навыков и привычек здорового образа жизни – залог успешной социализации личности, ослабления негативного воздействия микро- и макросреды.
| |
| |
Просмотров: 942 | |
Всего комментариев: 0 | |