ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ. О. Е. Рассказова, старший воспитатель, МАДОУ д/с № 14 «Подснежник», г. Ступино Т. Е. Кочнева, воспитатель, МАДОУ д/с № 14 «Подснежник», г. Ступино В современном мире развитие общества связано с демографическим спадом, снижением продолжительности жизни, снижением психического и физиологического состояния здоровья взрослых и детей, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов. Здоровье является одним из наиболее важных факторов благополучия, счастья и радости человека, поэтому проблема здоровья – это важнейший вопрос всего человечества. Уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических. Однако первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Формирование сознательного отношения к основам здорового образа жизни у детей - важная педагогическая задача. Вопрос о характере и содержании взаимодействия взрослого и ребенка, взаимодействия, направленного на формирование у дошкольников представлений и знаний здорового образа жизни, о позиции педагога в данном процессе в соответствии с социальным заказом и задачами сегодняшнего дня в теории и практике дошкольного образования остается актуальным и важным. На формирование знаний и умений в области здорового образа жизни у ребенка, способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные организации, на которые возлагаются задачи по формированию сознательного отношения и культуры здорового образа жизни, исходя из социальных основ здоровья и осознания ответственности общества за здоровье детей. Физическое воспитание в системе всестороннего развития личности должно занимать первое место в педагогике, так как оно является основой для развития личности в целом. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и родителями, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в дошкольном учреждении. Вся жизнедеятельность ребенка должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Целью оздоровительной работы в детском саду является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих. Важным фактором формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников является правильность содержания воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, подбор современных программ, обеспечивающих приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни. Основные составляющие здорового образа жизни детей включают в себя: рациональный режим, правильное питание, рациональную двигательную активность, закаливание организма, сохранение стабильного психоэмоционального состояния. В процессе формирования ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни необходимо использовать комплекс как традиционных, так и специфических средств физической культуры. Традиционные средства физической культуры совершенствуют физические качества, формируют двигательные умения и навыки, укрепляют здоровье, но они не позволяют в полной мере сформировать ценностное сознательное отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Поэтому с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста можно использовать специальные игры и игровые упражнения (специфические средства). К их числу можно отнести игры, используемые для формирования представлений о здоровье, функциях организма, а также практические действия по организации здоровой жизнедеятельности - эстафеты и специальные игровые задания. В дошкольном учреждении необходимо создавать благоприятные санитарно-гигиенические условия, соблюдать режим дня, обеспечивать заботливый уход за каждым ребенком на основе личностно-ориентированного подхода; организовать полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; систематически во все времена года проводить закаливающие мероприятия, утреннюю гимнастику. Такое внимание дошкольного учреждения к физическому развитию старшего дошкольника обусловлено особенностями организма детей: ребенок растет, увеличивается его рост, масса тела, развивается двигательная активность и т.д. Для формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группе детского сада необходимо проводить утреннюю гимнастику, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что "благоприятно влияет на эмоциональную сферу дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни". Большое значение на формирование сознательных представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группе, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры старших дошкольников организует воспитатель, но чаще всего сами дети. "Как правило, дети играют небольшими группами. Чувство радости, самостоятельности в игре стимулирует дошкольников стремиться к еще большей физической активности и к организации здорового образа жизни". Процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни тесно связан с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Эффективное формирование представлений детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни может осуществляться только при точном соблюдении режимных моментов детского сада. Для каждого возраста устанавливается свой режим, соответствующий детям данной возрастной категории. Режим дня – это "не просто регламентированное время препровождения, а специально организованная жизнь детей, имеющая оздоровительное и воспитательное значение". Режимные моменты способствуют воспитанию у детей, прежде всего, культурно-гигиенических привычек. Навыки общения со сверстниками и взрослыми дисциплинируют воспитанников, помогают им быть активными, самостоятельными. Положительное влияние на формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни оказывают прогулки и дневной сон. Помимо оздоровительного значения, они способствуют развитию движений ребенка, его физической активности; создают зоны отдыха и расслабления; укрепляют нервную систему детей. Все содержательные компоненты формирования ценностного сознательного отношения детей дошкольного возраста к здоровью и здоровому образу жизни находят свою реализацию в санитарно-гигиеническом режиме учреждения, в программах занятий по физической культуре, а также в организации спортивно-массовой работы. Следует заключить, что формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания способствует достижению и сохранению крепкого здоровья, высокой и устойчивой общей и специальной работоспособности, помогает формированию и соблюдению полезного для здоровья рационально организованного режима трудовой и бытовой деятельности, обеспечивает необходимую и достаточную двигательную активность и активный отдых, обеспечивает формирование, развитие и закрепление жизненно важных умений, навыков, привычек личной гигиены. Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. | |
| |
Просмотров: 1051 | |
Всего комментариев: 0 | |