Выступление на XVII Всероссийских Башкатовских чтениях

Психолого-педагогические методы работы с семьями в рамках ДОУ по профилактике девиантного поведения детей дошкольного возраста.

Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению множества проблем, связанных с воспитанием детей. К сожалению, с каждым годом растет число дошкольников, агрессивные и конфликтные поступки которых вызывают в лучшем случае удивление. Неприемлемые асоциальные действия, отсутствие интереса к обучению, неумение общаться в детском коллективе – все это признаки «трудного» ребенка с девиантным поведением.

Девиантность – это отклонение от нормы. Когда данный термин используется в характеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в общепринятые рамки, выходят за пределы установленных норм.

Причины, вызывающие отклонения в поведении малыша, настолько многообразны и сложны, что выделить какую-то одну, решающую, в каждом конкретном случае практически невозможно. Чаще всего подоплекой девиантного поведения становится комплекс проблем: социальные и биологические факторы, особенности физиологического и психического развития малыша, специфика окружающей среды.

Ни для кого не секрет, что все дети развиваются по-разному. Существуют врожденные различия темперамента, склонностей и способностей. Даже у самых маленьких детей существуют приобретенные различия характера, и все это необходимо учитывать. Но существуют и общие закономерности. Принято считать, что возрастное развитие человека состоит из кризисов и относительно стабильных периодов.

Как показывает практика работы в ДОУ, то как раз в период кризиса в дошкольном возрасте могут проявиться первые предпосылки девиантного поведения, или как мы часто говорим «трудного» поведения. Например, около двух лет у детей появляется упрямство, иногда сочетающееся с откровенным шкодничеством. «Он как будто меня испытывает!» - говорят мамы о таких детях. Действительно испытывает, ведь одна из задач данного кризиса – установление границ приемлемого поведения. Другая задача – завоевание физической автономии (знаменитое «Я сам!»)

В возрасте четырех-пяти лет большинство детей боятся крупных животных, необычных природных явлений, иногда нешуточно пугаются чужих или даже собственных фантазий («Это Бяка-закаляка кусачая, я сам из головы ее выдумал… Я ее боюсь!»)

Приблизительно в это же время происходит что-то вроде мировоззренческого кризиса. Ребенок впервые задумывается над основными вопросами бытия, часто задает вопросы типа: «Мама, а ты не умрешь?», «А я не умру?» и т.д. Этот кризис ни в коем случае не должен быть проворонен родителями, так как в этот период ребенку категорически необходима их поддержка.

Если в период возрастного кризиса в дошкольном возрасте не использовать подходящие, возрастным, психологическим и физиологическим особенностям, психолого-педагогические методы воспитания, развития и обучения детей, то это может привести к проявлению девиантного поведения у детей.

Итак, первое, о чем надо помнить родителю и воспитателю – это вариативность индивидуального психологического развития.

Второе – это кризисные возрастные периоды, для каждого из которых характерны свои особенности.

И наконец, третье: существуют симптомы, склонности и особенности поведения ребенка, которые должны насторожить внимательных родителей и привести их на консультацию к специалисту.

Итак, какие же виды девиантного или «трудного» поведения могут проявляться в дошкольном возрасте:

- детские капризы;

- синдром дефицита внимания и гиперактивности;

- детская агрессивность;

- детские страхи;

- сквернословие и т.д.

Основные проблемы детей с девиантным поведением заключаются в их неумении контролировать себя, эффективно взаимодействовать с окружающими. Чтобы устранить искажения эмоционального реагирования и сложившиеся стереотипы поведения, перестроить полноценные контакты крохи с ровесниками, определены следующие пути решения:

  1. Формирование интереса ребенка к окружающим людям и желания их понять.
  2. Закрепление навыков общения, элементарных знаний о правилах поведения.
  3. Вырабатывание навыков адекватного поведения.
  4. Обучение малыша правильно оценивать себя, балансировать свои эмоциональные состояния.
  5. Развитие умения общаться в различных ситуациях посредством разнообразных форм.

Для эффективной работы по предотвращению девиантного поведения детей дошкольного возраста необходимо регулярно проводить профилактическую и просветительскую работу с семьей.

В нашей образовательной организации мы используем различные психолого-педагогические методы и формы взаимодействия с семьей по профилактике «трудного» поведения.

Мы выделяем следующие направления педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения: повышение роли семьи в профилактике, повышение воспитательной роли образовательных учреждений, развитие целесообразного взаимодействия семьи и дошкольных учреждений, управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействие ребенка в процессе его развития и воспитания.

Работа с родителями, семьей представляет собой сложный и необходимый для профилактики девиантного поведения детей вид деятельности, так как семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении детей.

Одна из важнейших задач педагогов - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения. Взаимодействие на основе взаимной заинтересованности в результатах воспитания поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.

Информационно-просветительская работа с родителями имеет целью профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой целью родителей необходимо знакомить с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей.

Информационно - просветительская работа с родителями должна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей. Основными методами работы с семьей являются беседы, мониторинги, анкетирование. Основная форма работы ДОУ и родителей – это родительское собрание. Другими, в том числе активными формами взаимодействия педагогов и родителей могут быть лекции, семинары, беседы, конференции, вечера вопросов и ответов, Дни творчества детей и их родителей, диспуты, круглые столы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (медиков, психологов, юристов и т. д.), интерактивные тренинги, выставки, экскурсии, индивидуальные и групповые консультации.

Если говорить о более конкретной тематике работы с семьей в нашем учреждении, то в план информационно-просветительской работы с семьей мы включаем:

  1. Информационные листы и памятки для родителей
  2. Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам проблемных (конфликтных) взаимоотношений с детьми.
  3. Психолого - педагогические консультации на темы: «Роль семьи в развитии ребенка», «Семейная атмосфера», «Супружеский конфликт и эмоциональное состояние ребенка», «Детско-родительский конфликт и способы его преодоления», «Семейная жестокость» и т. д. Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.
  4. Консультации для родителей по определенному графику.
  5. Приглашение родителей и детей (по необходимости) на индивидуальные беседы с педагогом, психологом.
  6. Педагогические поручения, например, организация труда в семье, семейного праздника, режима дня ребенка, семейного чтения или написание письма своему ребенку и т. д.
  7. Педагогические тренинги на следующие темы: «Какой вы родитель», «Как помочь ребенку учиться», «Какой у вас ребенок», «Претензии к моему ребенку» и т. д
  8. Выступления на родительских собраниях в ОУ по темам:
  9. «Возрастные психолого-педагогические особенности»;
  10. «Наши ошибки в воспитании детей»;
  11. «Родительская любовь»;
  12. «Доброе начало, или Как помочь малышу адаптироваться к ДОУ»;
  13. «Понять. Простить. Принять»;
  14. «О любви – взрослые и дети»;
  15. «Родители и дети – поиски взаимопонимания»;
  16. «Правовые основы семейного воспитания: права и обязанности родителей и детей»;
  17. «Давайте будем учиться вместе со своими детьми»

Родители - главные воспитатели ребенка. От того, насколько они терпеливы, участливы, грамотны, зависит процесс взросления и становления личности ребенка.

Правила сотрудничества с родителями

  1. Всегда помните, что родитель и педагог делают одно дело – воспитывают ребенка.
  2. Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь - самые лучшие дети в мире.
  1. Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.
  2. Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания, успехах и продвижении в развитии ребенка.
  1. Выявляйте причины дезадаптации ребенка к ДОУ и совместно с родителями стремитесь к их устранению.
  2. Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности, как в саду, так и вне.
  3. Не стесняйтесь сказать о мучающих вас вопросах – ведь если вы не спросите, то вопросы останутся, и проблема не уйдет.
  4. Не обсуждайте с другими родителями поведение и обучение не их детей - это может вызвать отрицательную реакцию.
  5. Помощником вам может стать родительский комитет, если вы станете единомышленниками.

В заключение хочется отметить, что воспитательный процесс, несомненно, будет успешным, а сотрудничество с родителями – плодотворным, если девизом педагога станут слова «Каждому ребенку - свою долю аплодисментов».

Категория: Рассказова Ольга Евгеньевна | Добавил: oerasskazova (26.11.2018)
Просмотров: 279 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar