Психолого-педагогические методы работы с семьями в рамках ДОУ по профилактике девиантного поведения детей дошкольного возраста. Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению множества проблем, связанных с воспитанием детей. К сожалению, с каждым годом растет число дошкольников, агрессивные и конфликтные поступки которых вызывают в лучшем случае удивление. Неприемлемые асоциальные действия, отсутствие интереса к обучению, неумение общаться в детском коллективе – все это признаки «трудного» ребенка с девиантным поведением. Девиантность – это отклонение от нормы. Когда данный термин используется в характеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в общепринятые рамки, выходят за пределы установленных норм. Причины, вызывающие отклонения в поведении малыша, настолько многообразны и сложны, что выделить какую-то одну, решающую, в каждом конкретном случае практически невозможно. Чаще всего подоплекой девиантного поведения становится комплекс проблем: социальные и биологические факторы, особенности физиологического и психического развития малыша, специфика окружающей среды. Ни для кого не секрет, что все дети развиваются по-разному. Существуют врожденные различия темперамента, склонностей и способностей. Даже у самых маленьких детей существуют приобретенные различия характера, и все это необходимо учитывать. Но существуют и общие закономерности. Принято считать, что возрастное развитие человека состоит из кризисов и относительно стабильных периодов. Как показывает практика работы в ДОУ, то как раз в период кризиса в дошкольном возрасте могут проявиться первые предпосылки девиантного поведения, или как мы часто говорим «трудного» поведения. Например, около двух лет у детей появляется упрямство, иногда сочетающееся с откровенным шкодничеством. «Он как будто меня испытывает!» - говорят мамы о таких детях. Действительно испытывает, ведь одна из задач данного кризиса – установление границ приемлемого поведения. Другая задача – завоевание физической автономии (знаменитое «Я сам!») В возрасте четырех-пяти лет большинство детей боятся крупных животных, необычных природных явлений, иногда нешуточно пугаются чужих или даже собственных фантазий («Это Бяка-закаляка кусачая, я сам из головы ее выдумал… Я ее боюсь!») Приблизительно в это же время происходит что-то вроде мировоззренческого кризиса. Ребенок впервые задумывается над основными вопросами бытия, часто задает вопросы типа: «Мама, а ты не умрешь?», «А я не умру?» и т.д. Этот кризис ни в коем случае не должен быть проворонен родителями, так как в этот период ребенку категорически необходима их поддержка. Если в период возрастного кризиса в дошкольном возрасте не использовать подходящие, возрастным, психологическим и физиологическим особенностям, психолого-педагогические методы воспитания, развития и обучения детей, то это может привести к проявлению девиантного поведения у детей. Итак, первое, о чем надо помнить родителю и воспитателю – это вариативность индивидуального психологического развития. Второе – это кризисные возрастные периоды, для каждого из которых характерны свои особенности. И наконец, третье: существуют симптомы, склонности и особенности поведения ребенка, которые должны насторожить внимательных родителей и привести их на консультацию к специалисту. Итак, какие же виды девиантного или «трудного» поведения могут проявляться в дошкольном возрасте: - детские капризы; - синдром дефицита внимания и гиперактивности; - детская агрессивность; - детские страхи; - сквернословие и т.д. Основные проблемы детей с девиантным поведением заключаются в их неумении контролировать себя, эффективно взаимодействовать с окружающими. Чтобы устранить искажения эмоционального реагирования и сложившиеся стереотипы поведения, перестроить полноценные контакты крохи с ровесниками, определены следующие пути решения:
Для эффективной работы по предотвращению девиантного поведения детей дошкольного возраста необходимо регулярно проводить профилактическую и просветительскую работу с семьей. В нашей образовательной организации мы используем различные психолого-педагогические методы и формы взаимодействия с семьей по профилактике «трудного» поведения. Мы выделяем следующие направления педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения: повышение роли семьи в профилактике, повышение воспитательной роли образовательных учреждений, развитие целесообразного взаимодействия семьи и дошкольных учреждений, управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействие ребенка в процессе его развития и воспитания. Работа с родителями, семьей представляет собой сложный и необходимый для профилактики девиантного поведения детей вид деятельности, так как семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении детей. Одна из важнейших задач педагогов - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения. Взаимодействие на основе взаимной заинтересованности в результатах воспитания поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи. Информационно-просветительская работа с родителями имеет целью профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой целью родителей необходимо знакомить с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей. Информационно - просветительская работа с родителями должна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей. Основными методами работы с семьей являются беседы, мониторинги, анкетирование. Основная форма работы ДОУ и родителей – это родительское собрание. Другими, в том числе активными формами взаимодействия педагогов и родителей могут быть лекции, семинары, беседы, конференции, вечера вопросов и ответов, Дни творчества детей и их родителей, диспуты, круглые столы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (медиков, психологов, юристов и т. д.), интерактивные тренинги, выставки, экскурсии, индивидуальные и групповые консультации. Если говорить о более конкретной тематике работы с семьей в нашем учреждении, то в план информационно-просветительской работы с семьей мы включаем:
Родители - главные воспитатели ребенка. От того, насколько они терпеливы, участливы, грамотны, зависит процесс взросления и становления личности ребенка. Правила сотрудничества с родителями
В заключение хочется отметить, что воспитательный процесс, несомненно, будет успешным, а сотрудничество с родителями – плодотворным, если девизом педагога станут слова «Каждому ребенку - свою долю аплодисментов». | |
| |
Просмотров: 1003 | |
Всего комментариев: 0 | |