ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Рыжанова Е.А., воспитатель МАДОУ д/с общеразвивающего вида №14 «Подснежник», г. Ступино Актуальность: Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра. И без использования игровых технологий, способствующих интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата, немыслима работа педагога в детском саду. Через игру формируются коммуникативные способности и качества ребенка: умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, позитивное отношение к другим людям, умение сопереживать. В процессе игры ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки. Игра для ребенка-дошкольника – это символический язык для самовыражения. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Наблюдая за тем, как ребенок манипулирует игрушками, педагог может увидеть, как он относится к себе, к значимым взрослым, к своим сверстникам, к событиям в своей жизни и др. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Указанные свойства детской игры делают ее в руках опытного педагога действенным средством психологической помощи ребенку и позволяют решить одновременно несколько различных задач: снятие психоэмоционального напряжения, обеспечение психологической разгрузки детей, сообщение им сведений развивающего и воспитательного плана, побуждение к активизации самостоятельной познавательной деятельности, осуществление диагностических и коррекционных мероприятий. Учитывая то, что единственный язык, который легко даётся детям – это язык игры, я стала обогащать этот язык. Так, например, в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) я разработала многофункциональную игру «Поляна Доброты». А все началось с того, как я однажды увидела «улучшатель» настроениявязаные игрушки - амигуруми! Эти маленькие симпатичные существа никого не оставят равнодушными, влюбляешься в них сразу и навсегда! Вот тогда мне и пришла идея о создании Поляны Доброты, на которой живут одни из самых милых и обнимательных существ. К большому сожалению я не владею вязанием и мне пришлось обратиться к нашим законным представителям воспитанников- родителям. С их помощью я собрала и продолжаю пополнять коллекцию персонажей для психолого-педагогической игры «Поляна Доброты». 226 Цель игры: Формирование и развитие социальных и эмоциональных навыков. Задачи: - создать пространство для возможности проявления и формирования следующих компетенций (умение заявлять о своих желаниях, воспроизводить основные чувства, научить прислушиваться к своим чувствам, умение справляться с накопившимся стрессом, гневом, агрессией, страхом); - накопление ресурса: навыки обхождения с чувствами, навыки альтернативы агрессии, навыки преодоления стресса; - развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность; - совершенствовать коммуникативные навыки; - организовывать совместную деятельность с целью развития навыков сотрудничества; - снятие психоэмоционального напряжения; - обеспечение психологической разгрузки детей; - повышение эмоционального фона. Материал и оборудование для игры: - музыкальные фонограммы на темы: шум дождя, шум леса и др.; - вязаные поляны (белая, зеленая, оранжевая); - домик пластиковый; - миниатюрный деревянный сундучок, - игрушки амигуруми (вязаные из пряжи, высотой от 10 см. до 15 см.): мыши, зайцы, лисы, волки, белки, ежики, медведи, пчелки, гусенички, кошки, собаки, лягушка, солнышко, гномик, феечки, совенок, енот, игрушка-проводник Шуршуль и др., - миниатюрные деревянные скамеечки, - вязаные деревья, - вязаный пруд, - декоративный настольный фонтан - вязаный радужный дирижабль Сценарий игры зависит от поставленных педагогом задач на каждый игровой сеанс. Предлагаю Вашему вниманию примерный сценарий игрового занятия. Дети с педагогом стоят в кругу. - Здравствуйте. Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие на «Поляну Доброты», а доставит нас туда Радужный дирижабль. «Радужный Дирижабль» - это обязательный ритуал приветствия, он помогает установить тесный психологический контакт участников, что способствует возникновению чувства безопасности, особенно это актуально для беспокойных детей. В дирижабль «садятся» все, по очереди, при этом называют свое имя и рассказывают, как себя чувствуют, какое у них настроение. Данное упражнение формирует навыки общения со сверстниками- умение знакомиться, присоединяться к играющим детям; навыки обхождения с чувствами- умение выражать свои чувства; помогает 227 педагогу увидеть, услышать проблему ребенка, (если таковая имеется) и принять решение о проведении дальнейшей коррекционно-развивающей работе совместно с педагогом-психологом. - Чтобы дирижабль поднялся в небо, нужно накачать его воздухом. (выполняем дыхательное упражнение «Насос» 3 р). Все вместе через нос делаем глубокий вдох, набираем побольше воздуха, щеки не надуваем, плечи не поднимаем и медленно через рот, выпускаем воздух со звуком «С»- «поднимаем» дирижабль вверх. Дыхательные упражнения развивают умение справляться с накопившимися: гневом, стрессом, напряжением; навыки общения со сверстниками- позволяет замкнутым, необщительным детям присоединиться к играющим сверстникам. - Поднялись мы в небо, ух! Аж захватывает дух! Посмотрите, далеко от нас - лес на горизонте. На что он похож, с чем его можно сравнить? (выполняем упражнение «Лес-стена») - Выстройтесь в одну линию рядом друг с другом и представьте себя деревом… Ветер дует нам в лицо (ладонями машут в лицо), Закачалось деревцо (руки вытянуты вверх, наклоны рук вправо, влево). Наклонилось вправо, влево (наклоны туловища вправо, влево), Стало стройным- королева! (выпрямиться, вытянуться вверх) Наклонило свои ветки ближе- (протянуть свои руки соседу) К дереву -соседке. Поздоровались, обнялись! (здороваются, обнимаются) Пошептались и расстались… (шепчутся) - А теперь обнимите друг друга за талию- мы с вами лес- стена. Одно деревце можно сломить, а вот разрушить стену очень сложно! Данное упражнение позволяет замкнутым, необщительным детям присоединиться к играющим сверстникам. - Ну вот мы с вами и прилетели на Поляну Доброты. (На поляне детей встречает игрушка-проводник Добрый Шуршуль) Варианты упражнений на Поляне Доброты: Упражнение «Это Я!» - Посмотрите, не спешите и выберите ту игрушку, которая вам больше всего понравилась, возьмите ее в руки. Представьте ее, пожалуйста: как его (ее) зовут, какое у него (нее) настроение, что он (она) любит больше всего, чего он (она) боится, что у него (нее) лучше всего получается, чем любит заниматься, в чем он (она) самый (ая) лучший (ая) и т.д.…» Данное упражнение формирует навыки обхождения с чувствами- умение выражать свои чувства; помогает педагогу увидеть, услышать «личностную проблему» ребенка, (если таковая имеется) и принять решение о проведении дальнейшей коррекционноразвивающей работе совместно с педагогом-психологом. Упражнение «Моя семья». - Посмотри(те), не спеши(т)е и выберете те игрушки, которые будут членами твоей (вашей) семьи. Представь(те) их, пожалуйста: как их зовут, 228 какое у них настроение, что они любят больше всего, чего они боятся, что у них лучше всего получается, чем любят заниматься, в чем они самые лучшие т.д. Данное упражнение помогает психологу увидеть, услышать «семейную проблему» ребенка, (если таковая имеется) и принять решение о проведении дальнейшей коррекционно-развивающей работе. Упражнение «Мои друзья» - Посмотри(те), не спеши(т)е и выберете себя и твоего друга (друзей). Представь(те) себя и его(ее), как его (ее) зовут, какое у него (нее) настроение, что он (она) любит больше всего, чего он (она) боится, что у него (нее) лучше всего получается, чем любит заниматься, в чем он (она) самый (ая) лучший (ая) и т.д. Данное упражнение формирует навыки общения со сверстниками., навыки обхождения с чувствами, навыки альтернативы агрессии: умение выражать свои чувства, распознавать чувства другого, обращаться с собственным гневом, реагировать на гнев другого человека, отстаивать свои интересы мирным путем, а также помогает психологу увидеть, услышать проблему взаимоотношений ребенка со сверстниками, (если таковая имеется) и принять решение о проведении дальнейшей коррекционно-развивающей работе. Можно проводить релаксацию под музыкальную фонограмму. - Жители этой полянки очень любят греться на солнышке и отдыхать, давайте и мы присоединимся к ним. - Иногда лесные жители любят пошуметь, давайте узнаем, кто из них громче всех кричит. Можно покричать на поляне (ведь в лесу никто не услышит). Упражнение «Сокровища жителей Поляны Доброты - Комплименты» - Жители Поляны Доброты хранят в сундучке сокровища, но это не золото и не бриллианты. Эти сокровища- добрые слова и комплименты. Давайте пополним сундучок. Дети передают сундучок друг другу и говорят друг другу комплименты. Данное упражнение формирует навыки общения со сверстниками умение выражать симпатию, принимать комплименты. Упражнение «Родничок» - На Поляне все время журчит веселый и добрый родничок. Но сегодня он молчит…. Он ждет, чтобы вы оживили его своими добрыми делами. Подумайте, какое доброе дело вы можете сделать. Может быть, для друга, для родных и близких, а, может, для незнакомого человека, для котенка, для птичек. Кому ты сможешь подарить свою доброту? (после того, как все дети расскажут про свои добрые дела и поступки, педагог включает настольный фонтанчик) Данное упражнение формирует навыки общения со сверстниками, взрослыми- предлагать помощь сверстнику, взрослому, проявлять инициативу. Упражнение «Золотая рыбка» 229 - Рядом с Поляной есть пруд, а в нем живет золотая рыбка, она исполняет желания. «Чудо чудное свершись- рыбка, рыбка появись! Дети по очереди передают Золотую рыбку, трут чешуйки и загадывают желания (говорят добрые слова-пожелания для себя, для друзей, для родных, для окружающих). Упражнение «Сочиняем историю». - Давай(те)придумаем историю про какого-нибудь из жителей Поляны Доброты. Начинает педагог: «Жил-был, или жила-была…», дети по очереди продолжают. Данное упражнение позволяет детям “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого и решить следующий спектр задач: психокоррекции, психопрофилактики, развития и гармонизации личности ребенка. Ритуал-завершение: «Солнышко». Все встают в круг, каждый берет в руку лучик солнышка и проговаривает о том, что с ним произошло на Поляне Доброты. Рефлексия. Так выглядит игра «Поляна Доброты» Поляна зимой Поляна летом 230 Игро-тренинг на Поляне Доброты Литература: 1. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.-Форум, 2009. 2. Антонова, Т. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели и методы выявления/ Т. Антонова // Детский сад от А до Я. - 2004. - № 5. - С. 54-69. 3. Биктина Н.Н. Организационно-психологические условия коррекции дезадаптивного состояния детей старшего дошкольного возраста :дисс. канд. психол. наук /Н.Н. Биктина. - Самара : СГУ, 2007. - С. 67-68 4. Евдокимов А.Н. Психолого-педагогическая поддержка личности дезадаптивного ребёнка в дошкольном образовательном учреждении// Перспективы науки. 2011. № 17. С. 24- 29. Соколова Е.В., Гуляева К.Ю. Предупреждение и коррекция поведенческих расстройств у детей: [Текст]. - Новосибирск: Изд. НГИ, 2003.



Источник: http://file:///C:/Users/%D0%BF%D0%BA/Desktop/%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%8B/%D0%A1%D0%B1%D1
Категория: Рыжанова Екатерина Александровна | Добавил: katherine78 (13.02.2023)
Просмотров: 222 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar