ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Рыжанова Е.А., воспитатель МАДОУ д/с общеразвивающего вида №14 «Подснежник», г. Ступино.
Актуальность:
Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра. И без использования игровых технологий, способствующих интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата, немыслима работа педагога в детском саду. Через игру формируются коммуникативные способности и качества ребенка: умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, позитивное отношение к другим людям, умение сопереживать. В процессе игры ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.
Игра для ребенка-дошкольника – это символический язык для самовыражения. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Наблюдая за тем, как ребенок манипулирует игрушками, педагог может увидеть, как он относится к себе, к значимым взрослым, к своим сверстникам, к событиям в своей жизни и др. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях.
Указанные свойства детской игры делают ее в руках опытного педагога действенным средством психологической помощи ребенку и позволяют решить одновременно несколько различных задач: снятие психоэмоционального напряжения, обеспечение психологической разгрузки детей, сообщение им сведений развивающего и воспитательного плана, побуждение к активизации самостоятельной познавательной деятельности, осуществление диагностических и коррекционных мероприятий.
Учитывая то, что единственный язык, который легко даётся детям – это язык игры, я стала обогащать этот язык. Так, например, в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) я разработала многофункциональную игру «Поляна Доброты».
А все началось с того, как я однажды увидела «улучшатель» настроения- вязаные игрушки - амигуруми! Эти маленькие симпатичные существа никого не оставят равнодушными, влюбляешься в них сразу и навсегда! Вот тогда мне и пришла идея о создании Поляны Доброты, на которой живут одни из самых милых и обнимательных существ. К большому сожалению я не владею вязанием и мне пришлось обратиться к нашим законным представителям воспитанников- родителям. С их помощью я собрала и продолжаю пополнять коллекцию персонажей для психолого-педагогической игры «Поляна Доброты».
Цель игры: Формирование и развитие социальных и эмоциональных навыков.
Задачи:
- создать пространство для возможности проявления и формирования следующих компетенций (умение заявлять о своих желаниях, воспроизводить основные чувства, научить прислушиваться к своим чувствам, умение справляться с накопившимся стрессом, гневом, агрессией, страхом);
- накопление ресурса: навыки обхождения с чувствами, навыки альтернативы агрессии, навыки преодоления стресса;
- развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность;
- совершенствовать коммуникативные навыки;
- организовывать совместную деятельность с целью развития навыков сотрудничества;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- обеспечение психологической разгрузки детей;
- повышение эмоционального фона.
Материал и оборудование для игры:
- музыкальные фонограммы на темы: шум дождя, шум леса и др.;
- вязаные поляны (белая, зеленая, оранжевая);
- домик пластиковый;
- миниатюрный деревянный сундучок,
- игрушки амигуруми (вязаные из пряжи, высотой от 10 см. до 15 см.): мыши, зайцы, лисы, волки, белки, ежики, медведи, пчелки, гусенички, кошки, собаки, лягушка, солнышко, гномик, феечки, совенок, енот, игрушка-проводник Шуршуль и др.,
- миниатюрные деревянные скамеечки,
- вязаные деревья,
- вязаный пруд,
- декоративный настольный фонтан
- вязаный радужный дирижабль
|