«Дети и средства массовой информации»

«Дети и средства массовой информации»

 

Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения.

В настоящее время наблюдается сильное влияние средств массовой информации на детское сознание, дети испытывают дефицит общения с родителями. Безусловно, информационная эпоха диктует свои законы и выдвигает свои требования. СМИ сопровождает жизнь не только взрослых, но и детей. Телевизор, компьютер, видео давно и прочно вошли в обиход малышей, начиная с первых лет жизни. Во многих семьях, как только ребенок научится сидеть, его усаживают перед экраном, который заменяет живое общение с близкими взрослыми, бабушкины сказки, мамины колыбельные, папины прибаутки и присказки. Сидение перед экраном, кажущееся на первый взгляд безобидным, вполне устраивает всех, прежде всего родителей. В самом деле, малыш не плачет, не пристает, ничего не просит, не безобразничает, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной жизни.

Покупая малышу видео кассеты или компьютерные игры, родители, безусловно, заботятся о его развитии и стремятся занять его чем - то интересным. Однако, если взрослые не будут активно включаться в совместный просмотр телепередач и в компьютерные игры, это может повлечь за собой весьма печальные последствия, причем не только для здоровья ребенка (нарушение зрения, дефицит движений, испорченная осанка и т. д., но и для его психического развития. Одно из самых серьезных и тревожных последствий – отставание в развитии речи.

В последние годы и родители, и педагоги все чаще сталкиваются с этой проблемой: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Причем же здесь телевидение и компьютерные игры? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь и занят достаточно интересным делом. Какая разница, кто говорит с ребенком – взрослый или герой мультфильма? Разница огромная. Ведь речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладение своим поведением, осознание своих переживаний и своего Я в целом, включение самого ребенка в диалог со взрослым. Детям легче воспринимать готовую информацию с экрана телевизоров.

Гармоничное и полноценное развитие возможно только в интенсивном и постоянном живом общении с близкими взрослыми и со сверстниками. Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить СМИ из жизни и воспитания детей. Это невозможно и бессмысленно. Ведь есть много телепередач и компьютерных игр, которые являются настоящей энциклопедией нравственности и познания окружающего мира, своеобразным позиционированием моделей поведения в разных ситуациях. Но подключать детей к информационной техники можно только тогда, когда они готовы использовать его по назначению, когда она станет именно средством получения нужной информации, а не полновластным хозяином их душ.

В настоящее время одним из актуальных направлений профилактической работы с родителями в дошкольном учреждении является деятельность по обеспечению эффективной защиты воспитанников от информации, наносящей вред их психическому здоровью, нравственному и духовному здоровью, а также с целью ограничения доступа детей к информационной продукции, причиняющий вред их здоровью, в том числе, распространяемой посредством рекламы, средств массовой информации, иных печатных изданий, кино- видеофильмов, компьютерных игр и программ.

Поэтому в нашем дошкольном учреждении уделяется достаточно большое внимание профилактической работе с родителями по сохранению психического здоровья воспитанников. На родительских собраниях групп выносятся на обсуждение родительской общественностью наиболее актуальные темы такие как:

- «Современные игрушки: за и против»;

- «Компьютерные игры в жизни дошкольника»;

- «Причины агрессивного поведения детей – современное телевидение»,

- «Виртуальная агрессия» и т. д.

В течение ряда лет в нашем детском саду проводится «Неделя прав ребенка», в рамках которой систематически организовываются просмотры видеофильмов: «Виртуальная агрессия», «В мире телевидения» с последующим обсуждением ситуаций, представленных в видеофильмах. Психологом детского сада разработаны памятки и рекомендации с целью ограничения доступа детей к информационной продукции содержащих рекламу насилия, жестокости и других информационных программ, ориентированных на взрослую аудиторию.

Учитывая тот факт, что телевидение во многом определяет и выбор игрушек, воспитателями групп ведется систематическая работа с родителями по определению тематики и содержанию игрушек, исключению из жизни детей игрового материала, несущего вред их психическому и нравственному развитию, вызывающих асоциальное поведение: (черепашка - ниндзя, терминатор, спайдер - менов и т. д.) .

Во исполнение Федерального Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» с целью ограничения доступа детей к информационной продукции, причиняющий вред их психическому здоровью, в ДОУ была проведена проверка основного фонда библиотеки детского сада, содержание аудиовизуальной продукции, содержание книжных уголков в группах.

Педагоги нашего ДОУ вовсе не призывают родителей исключить телевидение, компьютер и другие технические средства из жизни дошкольников. Ведь с помощью компьютерных игр, телевидения сформировать у дошкольников понятия о добре и зле, справедливости и дружбе, развивать у детей творческие способности, память, мышление, воображение и т. д.

Родителям рекомендуется четко регламентировать просмотр ребенком телепрограмм, учитывая возрастные нормы (максимальное количество времени у экрана не должно превышать 15-20 минут, оградить ребенка от просмотра рекламы, информационных программ, художественных фильмов, ориентированных на взрослую аудиторию, стараться отслеживать содержательность и художественность детских программ, чтобы исключить низкопробную видео - и телепродукцию.

В памятках, распространяемых среди родителей, предлагается заменить просмотр фильмов ужасов, боевиков, триллеров на передачи развлекательного, познавательного, спортивного характера.

Также рекомендуется исключить использование компьютерных игр с элементами жестокости, заменить жестокие игры на развивающие, познавательные, которые направлены на развитие психических процессов, а также на развитие саморегуляции и самоконтроля.

Таким образом, признавая огромную роль телевидения, компьютерной техники в жизни каждого человека, взрослые должны помнить о той ответственности, которая лежит на взрослых: сделать все возможное, чтобы исключить негативное влияние информационного потока на психику ребенка.

Рекомендации для родителей «Ребенок в виртуальном мире»

Ограничить дома просмотр художественных фильмов с элементами агрессии.

Заменить фильмы ужасов, боевиков, триллеров на передачи развлекательного, познавательного, спортивного характера.

Ввести временное ограничение проведения ребенка за компьютером в день (в среднем ребенок дошкольного возраста должен проводить не более 15-20 минут у монитора) .

Исключить использование компьютерных игр с элементами жестокости, где происходит убийство людей, заменить жестокие игры на развивающие, познавательные, которые направлены на развитие саморегуляции и самоконтроля (внимания, памяти, мышления, развития речи) .

Помогите ребенку получать удовольствие от жизни не в виртуальном мире, а в реальном.

Помогите ребенку раскрыть свои интересы и способности.

Категория: Шипуля Ирина Михайловна | Добавил: oerasskazova (17.10.2022)
Просмотров: 231 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar