Роль детского сада в работе с неполной семьёй Волкова М.Ю. Семья для маленького ребенка – это целый мир. Мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей, первый опыт жить в социальном мире. 1. Причины возникновения неполной семьи. По-разному на ребенка влияют такие факторы как, кто отсутствует в семье, как долго, в каком возрасте был ребенок, когда не стало отсутствующего (смерть, незамужняя мать, развод, эмиграция и т.д.), был ли он кем-нибудь замещен, какова была личность утраченного родителя и какова личность присутствующего родителя и, главное – какова личность ребенка. 2. Влияние социального контекста и социального фона, на котором проходит жизнь неполной семьи (то есть помогают ли бабушка с дедушкой, как неполная семья материально обеспечена, каковы культурные традиции среды, какими ценностями она живёт и т.д.) 3. Неполная семья не может в полной мере обеспечить выполнение основных функций, возложенных обществом на семью (обеспечение эмоционального тыла всем своим членам и подготовка ребенка для жизни в данном обществе); 4. Эмоциональные переживания ребенка. Утрата одного из родителей из тесного круга общения с ребенком, эмоционально тяжело переживается им, что в дальнейшем может отразиться на дальнейшее формирование личности. 5. Все трудности и проблемы (материальные, эмоциональные, психологические и т.д.) решает один родитель, который остался с ребенком. 6. Возникают проблемы и трудности отторжения ребенка из неполной семьи окружающим социумом: детским коллективом в детском саду, в школе и т.д. Последствия этих факторов бывают достаточно разнообразны: вполне возможно, что развитие ребенка всё-таки проходит нормально – и вырастает личность, прекрасно приспособленная к жизни в обществе, полностью позитивно оцениваемая; но может быть всё по-другому – нарушения в развитии могут быть столь сильны, что вырастает человек мало приспособленный, конфликтный и даже с ярко выраженной патологией.
Чтобы выяснить, какие условия для нравственного воспитания имеются в неполных семьях, в какой помощи они нуждаются, необходимо всесторонне изучить семьи: провести анкетирование, опросы, тестирование, наблюдения, беседы с взрослыми и детьми. Обратить внимание на эмоциональную атмосферу в семье, на интенсивность и содержание общения ребенка с взрослыми. Проанализировать и обобщить полученные результаты. Всю полученную информацию после анализа педагоги должны учитывать при планировании внутрисадовской работы с семьей, в общении с родителями, в оказании грамотной консультативной психолого-педагогической помощи. Основные направления работы ДОУ с родителями из неполных семей таковы: 1. Укрепление здоровья детей (совместно с медицинской и психологической службами). 2. Создание единого образовательного пространства развития и воспитания ребенка; 3. Защита прав ребёнка, 4. Повышение родительской компетентности в вопросах правовой и педагогической культуры; 5. Организация семейного досуга. Чтобы помочь неполным семьям в воспитании детей, необходимо поставить задачи работы с этими семьями: 1. Создание атмосферы доверия и доброжелательности в общении между ДОУ и родителями. 2. Оказание комплексной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки неполной семьи. 3. Проведение специальных мероприятий, компенсирующих неблагополучный опыт социализации и неблагоприятные условия жизни детей и их семей. 4. Обеспечение диагностики, коррекции и консультирования по социально- педагогической проблематике для детей и семьей группы риска. 5. Предупреждение социальной и педагогической запущенности детей из неполных семей. Учитывая поставленные цели и задачи по данной теме, при построении работы с неполными семьями педагогический коллектив должен придерживается следующих основных принципов:
Педагогическому коллективу необходимо находиться в постоянном поиске наиболее эффективных форм и методов работы с неполными семьями:
Из опыта работы видно, что родитель (а, как правило, в большинстве семей это мать), воспитывающий ребёнка один, не всегда может справиться со своими педагогическими обязанностями. Для многих одиноких матерей характерны крайности: то ласкают ребёнка, то всё разрешают, то становятся чрезмерно строгими и что разрешили ранее, начинают запрещать. Такие колебания или зависят от настроения, или вызываются отрицательной оценкой кем-то из окружающих поведения ребенка. Все это неблагоприятно сказывается на взаимоотношениях матери с ребенком, на формировании его характера. Поэтому педагогам необходимо тактично обращать внимание таких матерей на последовательность в их поведении, в требованиях к ребенку, помогать им в анализе собственных педагогических воздействий, их эффективности Активно использовать в этих случаях такие формы работы: индивидуальные беседы, анализ педагогических ситуаций, игровой метод. Важной задачей в работе с неполной семьей является создание доверия и близости между педагогами и родителями. С уверенностью можно утвердить, что такая близость достигается не сразу, неполная семья более «закрыта» для посторонних. Одинокая мать, как правило, болезненно относится к вмешательству из вне. Поэтому особенно при общении с такими семьями педагогов требуется большой такт, терпимость, доброжелательность. Не секрет, что в неполных семьях чаще встречается трудные дети, но замечания воспитателя, а отрицательная характеристика поступков ребенка воспринимается матерями болезненно. По этой причине индивидуальных беседах нужно стараться говорить не столько о проступке ребенка, сколько о возможных причинах, мотивах этого проступка, вовлекаем мать в анализ детского поведения. И всегда подчеркиваем всё то хорошее, что есть в ребенке. В индивидуальных беседах с родителями обращать внимание
С уважением относиться к одиноким родителям (в основном это матери). Тех, кто имеет хороший опыт воспитания, избирать в родительский комитет группы (детского сада), выражать благодарности за активное участие в жизни ДОУ. Но есть родители, к нашему большому сожалению, относящиеся к своим родительским обязанностям не серьезно, достаточно легкомысленно, равнодушно. К таким родителям нужно применять другие формы и методы работы совместно с инспекцией по делам несовершеннолетних, с отделом опеки администрации. Нравственное развитие ребенка в неполных семьях зависит, прежде всего, от интенсивности и содержательности его общения с взрослыми (в том числе и с отцом), а также наличия положительного эмоционального микроклимата в семье. Активное использование разнообразных форм и методов работы ДОУ с семьей позволит добиваться понимания и интереса у большинства родителей к обсуждаемому материалу, возникновения у них ассоциаций с собственным опытом. Постоянное совершенствование профессионального уровня педагогами позволит вести активную работу семьями дошкольников по различным направлениям. Список литературы: 1. Бакаева О.Н. Особенности взаимодействия детского сада с неполными (распавшимися) семьями детей предшкольного возраста [Текст] / О.Н. Бакаева // Вхождение ребенка предшкольного возраста в систему российского образования: позиция ребенка, родителя и педагога: материалылы Всероссийской научно-практической конференции. — Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. — С. 121—126. 2. Число зарегистрированных браков и разводов [Электронный ресурс] — Режим доступа. — http://www.demoscope.ru/weekly/2014/0587/barom04.php (дата обращения 10.03.2014). 3. Целуйко В.М. Неполная семья [Текст] / В.М. Целуйко. — Волгоград: Издательство «Перемена», 2000.
Приложение Волкова М.Ю. Круглый стол с родителями «Мама – такое слово дорогое» Цель:
ХОД: Ведущий: v Анкетирование: Вопросы: 1. Какова, по-вашему, основная роль матери в воспитании ребенка? 2. Какие, на ваш взгляд, самые главные заботы матери в семье? 3. С какими трудностями в воспитании ребенка вы встретились? 4. Как вы считаете, хватает ли ребенку вашей любви, внимания? v Вступительное слово: Мама - самое прекрасное слово на земле. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. О чем мечтает каждая мать? О счастье своих детей. В мыслях матери - дети (ребенок), в сердце – постоянная тревога не только об их здоровье, но и том, как воспитать, что делать для того, чтобы они (дети) стали гордостью, опорой, надеждой.! Сегодня наш разговор будет посвящен нашим дорогим мамам! v Консультация старшего воспитателя «Мамы разные бывают...» v Круглый стол «Поговорим о материнской любви». Каждого человека всю его жизнь спасает, хранит и бережет великое, неповторимое чувство – материнская любовь. Вопрос: Как вы думаете, что такое материнская любовь? Как вы её понимаете? Самая главная обязанность матери – понимать. Мать, не понимающая своего ребенка это трагедия. Ребенок не требует от матери особого совершенства. Зато жаждет утешения, сочувствия, сострадания, содействия. Быть вместе – вот что ребенок хочет от матери. v Игра: «Назови ласково» Не называя ребенка по имени, назовите его ласково (солнце моё, лапушка, радость и т.д.) v Игра-тренинг «Мера любви». Вопросы для дискуссии:
v Игра-тренинг «По играем.» Ведущий предлагает игровую ситуацию: - Представьте, мама готовит на кухне обед. Ребенок бегает постоянно на кухню, мешает вам, задает вопросы. Что делать? Чем занять ребенка?
v Памятка для мамы «Руки матери» Вашему вниманию предлагаем памятку про руки матери. Давайте прочитаем и поразмышляем, каке у нас вами руки. Руки матерей. «Твердая рука» обращается с ребенком как с физическим телом, не обладающим особой чувствительностью. Ребенка держат, поворачивают, сжимают жестче и тверже, чем того требует нежное детское тельце. Рука напряжена. Не важно, что чувствует ребенок, важно довести дело до конца. Прикосновения могут быть болезненными для ребенка. Такие прикосновения появляются в состоянии усталости или раздражения, когда хочется поскорее разделаться с какой-то процедурой Ребенок от таких прикосновений может беспокоиться, плакать, тем самым, усиливая раздражение матери. «Тревожная рука» опасается прикасаться к детскому телу. Опасения перед чем-то непонятным, хрупким, страх сделать неправильно, причинить вред. Рука по возможности избегает прикосновений, если прикасаться – неуверенно, неопределенно, ненадолго. Прикосновения ускользающие, убегающие. Ребёнок не успевает их ощутить, «впитать», он остается «в неопределенности». «Дергающая рука» хватает, прижимает, тормошит ребенка в зависимости от резкой смены настроений. Прикосновения к ребенку неравномерны. То его тормошат, то «забрасывают». Для ребенка прикосновения неожиданных и их прекращение – тоже. Такие прикосновения могу проявляться в состояниях спешки, волнения. «Теплая рука» как бы обнимает ребенка. Его берут на руки плавно, держат долго, поглаживают, прижимая, согревая. Руке приятно прикасаться к детскому тельцу, она к нему приспосабливается. Много прикосновений играющих, ради удовольствия общения с ребенком.
| |
| |
Просмотров: 804 | |
Всего комментариев: 0 | |